Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

Храм, священство, богослужения, праздники Церкви

Храм, священство, богослужения, праздники Церкви

ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Правда ли, что при хиротонии священникам передаются тайные знания, предание?

2. Когда священник благословляет: «Всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь» – то зачем надо периодически брать благословение у батюшки?

3. Как выбирались иконы, которые наполняют наш храм? Почему именно эти святые? Если кто-то захочет подарить храму икону, вы принимаете все? Никаких требований не существуют к размеру, письму и т.д.?

4. Строительство главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации завершено. Зачем весь этот торжествующий имперский милитаризм? Это же антипод кроткого духа Христа.

5. Что происходило с Вами, когда вступление в сан священнослужителя было отложено? Было ли в тот момент, по-вашему, несправедливо, больно?

6. Существует ли процедура назначения определенного священника духовным отцом или прихожане вправе считать священника, которому исповедаются, своим духовным отцом? Как должны выстраиваться отношения между прихожанами и духовным отцом и каковы взаимные обязательства и ответственность?

7. Батюшка, я подала записку, не услышала имени на службе. К кому обратиться, чтобы прочитали?

8. Подскажите как лучше хранить вербочки в водичке или чтобы засохли? В воде ведь они могут прорасти и долго стоять не будут.

9. Как бы вы описали свою пасхальную радость. Она из года в год разная?

10. Когда священник может брать себе духовных детей?

11. Апостол Павел в одном из посланий сказал, что жена должна иметь на голове знак власти над ней для ангелов. Почему для ангелов? И почему в Греции женщины в храмах без платков?

12. В фильме говорят о хитоне Господа, а у нас празднуется день положения ризы Христа. Речь об одном и том же?

13. Можете ли прокомментировать ситуацию с храмом святой Софии в Турции?

14. Что такое десятина и как можно ее приносить?

15. Можно ли подпевать хору во время богослужения, если учесть, что вокальные данные не блещут?

16. Я крестная мать, стала ею в 2000 г. Так было положено. Мы особенно не понимали, что делали. Потом расстояние нас с крестницей развело. И сейчас я уже понимаю свою ответственность. Но то время уже упущено.





ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ


1. Правда ли, что при хиротонии священникам передаются тайные знания, предание?

Нет, никакое тайное знание не передается. Для меня одна из истин православия, христианства, в том, что в нем нет тайных знаний. Существуют разные эзотерические, философские учения, которые с новым уровнем даже могут отринуть предыдущий опыт и сказать, что ты достиг нового уровня, нового опыта и всё будет по-другому, ты будешь смотреть на мир новыми глазами. Есть мир невежд в культурной жизни, есть мир просвещенных, которые делятся этими знаниями, якобы живут над миром. В православии такого нет. Ничего придумать и передать на ушко, кроме того, что сказано в Евангелие, невозможно. Никто этим не занимается, никто это не проповедует. Действительно, во время рукоположения есть такой момент: вручается агнец Божий, чтобы ты некоторое время его держал, молился с ним. Архиерей наставляет нового священника, дает ему, так сказать, экспресс-программу, маленький совет или большой совет на всю жизнь. И то, что мне сказал Патриарх Алексий не является секретом, а является некой программой жизни. Патриарх Алексий мне сказал: «Ты поставлен священником и всю жизнь ты должен соблюдать интересы людей, не интересы своего уклада, а интересы людей. Пока ты будешь служить людям, ты будешь истинным священником. Если ты будешь служить самому себе, своему укладу, ты не будешь уже настоящим священником». Вот, что сказал мне Патриарх. Я это прекрасно понимаю и стараюсь этого придерживаться

(Чаепитие 13.08.2020)


2. Когда священник благословляет: «Всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь» – то зачем надо периодически брать благословение у батюшки?

Можно ведь тогда один раз поесть и больше не есть, допустим, по крайней мере, в течение дня. Вполне нам хватит сил до следующего дня. Мы живем, мы меняемся, происходят какие-то новые события, и мы опять просим благословения Божия на себя. Мы опять призываем благословение Божие. Это то же, что, вроде, я хожу по дому, допустим, ничего особо не делаю или что-то делаю. Но дом-то мой чистый, только что убранный, а я всё равно периодически мою руки, потому что пачкаются. Отчего они пачкаются? Просто пачкаются, потому что вот такой я: где-то не то потрогал, где-то не то взял. Вот руки и испачкались. Так и здесь. Мы пытаемся через благословение у священника получить благословение Божие. И чем больше благословения Божьего будет в нашей жизни, тем, наверное, лучше, естественно.

(Чаепитие от 24.12.2020)

3. Как выбирались иконы, которые наполняют наш храм? Почему именно эти святые? Если кто-то захочет подарить храму икону, вы принимаете все? Никаких требований не существуют к размеру, письму и т.д.?

Вы знаете, в большинстве икон, как они появлялись в храме, я почти не участвовал, они как-то сами приходили. Есть несколько икон, которые я специально хотел, заказывал, или подбирал, искал для храма. Но, конечно, большинство икон просто приходят в наш храм. Приходит человек и говорит, допустим: «Батюшка, есть очень хорошая икона такого-то размера Гурия, Самона и Авива. В ваш храм не надо?» Конечно, надо, они покровители семьи, они покровители, я бы даже сказал, женской половины семьи от того, чтобы муж не обижал и не чинил каких-то беззаконий. Конечно, нужна такая икона. Вот она появилась и т.д. 
Конечно, определенный размер иконы и письмо, изображение играют свою роль, потому что маленькие иконы нам тоже жертвуют, но я не могу их даже поставить, они, допустим, становятся аналойными, на какие-то праздники мы их выносим (раз в год или два раза в года), а большие иконы мы уже имеем возможность повесить на стену, чтобы люди к ним прикладывались, и они постоянно висели.
Но как вы видите, у нас, к сожалению, пока не существует какой-то такой генеральной художественной концепции оформления нашего храма, я все хотел, чтобы специалисты этим занялись, я не специалист, я не искусствовед, я не оформитель, не дизайнер. Так, как мне кажется - я действую, но если бы появился какой-то специалист именно в церковном дизайне, то было бы здорово. Хотя то, что сейчас получается, мне нравится, потому что приходит от души, приходит от сердца, кто-то пишет иконы, кто-то жертвует иконы. Если икона как-то признается не то, что достойной храма, а уместной в храме – мы ее вешаем.
Но сейчас будет все сложнее и сложнее, потому что стены наши заполняются. Если посмотреть фотографии, когда мы только пришли 5 лет назад, представляете, был абсолютно пустой храм. У нас было только три иконостаса, несколько аналоев, на которых лежали иконы небольшие и маленькие и всё, и больше ни одной иконы. Сразу на освящение нам подарил Патриарх Кирилл икону Спасителя, которая у нас висит между свечным ящиком и приделом Александра Невского, такая, на мой взгляд важная икона, это символ благословения Патриарха Кирилла нашего храма, такой преемственности, что наш храм не просто сам по себе, а что мы часть Русской Православной Церкви. 
Вы подходите ко мне, если хотите что-то пожертвовать, что-то написать или предложить, будем рассматривать, будем решать. Но, конечно, стены наши заполняются иконами, со временем мы будем уже, наверное, более требовательны и выборочны.

(24.05.2020 "ЧАЕПИТИЕ ONLINE" c о. Борисом)

4. Строительство главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации завершено. Зачем весь этот торжествующий имперский милитаризм? Это же антипод кроткого духа Христа.

Нет, наверное, такого стиля в архитектуре, как имперский милитаризм. Есть, наверное, в политике такое. А храм построен в достаточно традиционном стиле. То, что он богато украшен, простите, а зачем греки строили такую прекрасную Софию Премудрость Божию? Такую, которая, простите, простым современным языком, голову отрывало всем входящим в этот храм. Зачем там было столько золота, столько красоты? Они тоже кому-то что-то доказывали? Да нет, они Богу отдавали лучшее.
Когда батюшка (отец Владимир Волгин) служил в Бегоще, у него была такая фраза, он часто ее употреблял «священник от голода умирает последним», имея в виду, что прихожане сами будут умирать от голода, священнику будут что-то приносить, чтобы он поел и не умер, молился за них, отпевал, хоронил их и т.д. Простите, а мы строим какие-то дома, дачи, машины, квартиры, а Богу что, надо построить дом из фанерных стенок? Это не просто храм, вы сами пишете «главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации», т.е. это главный храм нашей страны, главный храм, в который будут приходить воины, которые защищают нашу страну. Они должны защищать как страну? Ради чего? Они приходят и видят величие нашей страны в этом храме и им хочется защищать, хочется свою жизнь отдать за это.
В конце концов, не забывайте, что Вооруженные Силы – это те, которые за нас умирать будут, пусть они будут вдохновлены чем-то великим, чем-то прекрасным по-настоящему. Я считаю, что еще недостаточно поставили красиво, я считаю, что там (на мой вкус и цвет) слишком много темных тонов, переливов, я бы сделал посветлее, я бы сделал еще более золоченей, серебрёней и светлей. Я бы убрал темные краски. Кто-то мне присылал видео или фотографии, что фаворский свет якобы темным изображен, а не ослепительным, это уже как художник увидел, вряд ли была мысль подделать и сделать темным фаворский свет вместо яркого. Это ерунда, конечно. Просто так художник увидел. Дали бы ему бюджет в десять раз больше - храм был бы в десять раз лучше, в сто раз дали – в сто раз был бы лучше.
Я считаю, что это не торжествующий имперский милитаризм, это наше отношение к Богу. Всегда храмы красотой поражали. Всегда храмы были, простите, если выражусь банально, богаче, чем наши квартиры. У меня квартира гораздо менее красива, чем наш храм Преображения Господня, - это естественно. Я прихожу из своей серой обыденности в великолепный храм Божий Богу служить, и тут меня все восхищает. Про ту же Софию: это не последний был аргумент, когда князь Владимир (понятно, что это так в летописи зафиксировано, понятно, что это был духовный выбор) посылал разных гонцов, разных посланников в разные местности выбирать религию, они сказали, что, когда зашли в Собор Святой Софии Премудрости Божией в Константинополе: «Мы не знаем, где пребываем – на небе или на земле». Плюс еще богослужения с византийским пением, плюс еще одежды священников торжественные, необычные, золотые, сияющие – в результате, люди говорят: «Мы не знаем где мы были, на небе были или на земле». Они были славяне, они не понимали греческого языка, что там пелось и читалось на богослужениях, но они внешнюю суть уловили. Понимаете, и захотели, и посланники сказали: «Мы хотим быть христианами».

(24.05.2020 "ЧАЕПИТИЕ ONLINE" c о. Борисом)

5. Что происходило с Вами, когда вступление в сан священнослужителя было отложено? Было ли в тот момент, по-вашему, несправедливо, больно?

Да, я не договорил до конца, что было. Я тогда успокоился очень сильно после чтения шестопсалмия на службе, я прям успокоился-успокоился. Я не считал несправедливым, как я мог считать несправедливым? Для меня это был не суд, что называется, не то чтобы “какие-то каверзные, язвительные священники собрались и не пускают меня рукоположиться”, нет. Для меня это был суд Церкви. Для меня, конечно, было больно, мне показалось, что Церковь меня отвергла, что Церковь не приняла меня, что я не годен для Церкви в плане служителя, а я в тот момент уже не видел другой цели своей жизни, хотя и наука передо мной разворачивалась, и я начинал вступать на научную стезю, становился ученым, но хотел быть, конечно, священником, только священником и больше никем.
А дальше произошло что? Я смирился - самое главное. Я смирился перед Богом, Церковью, я принял это, хорошо. Мне и батюшка о.Владимир сказал: “Ну, а что ты? Значит, два года подождешь, тоже мне цаца. Через два года придешь и на совет, через год придешь, потому что у тебя 4 года будет”. Но произошло все гораздо быстрее. Буквально через неделю или даже дня два-три батюшка служил с Патриархом Алексием и Патриарх его спросил: “Ну что, Ваш ставленник прошел Совет?” Патриарху дают отчет, что Совет был, и он помнил, что батюшка хотел ему меня рекомендовать. Батюшка говорит: “Да нет, Ваше Святейшество, не прошёл”. Святейший спрашивает “А почему?” А батюшка не хотел разговаривать, это сам Святейший спросил, почему не прошел. Батюшка отвечает: “Он разволновался, сказал, что крестился 3 года назад, а на самом деле 4. Но все равно, Ваше благословение - 5 лет, поэтому он переживает, конечно, но смирился, сказал, что будет ждать, не поколебалась решимость и через год придет”. Святейший улыбнулся и говорит: “Скажите, что я благословил, пусть идет на Совет и не ждет год”. И я еще через две недели пришел на Совет, на Совете меня увидели, заулыбались: “Что ты пришел, что, год прошел что ли?” Они же помнят, больше того говорят: “Что, два года прошло?” Я так замялся, думаю, что отвечать? А за меня заступился митрополит Арсений, епископ Арсений тогда был, он говорит: “Я слышал разговор, его Святейший благословил”. Отцы и говорят: “А что тогда его спрашивать, если Святейший благословил? В прошлый раз мы его спрашивали уже, всё нас устроило кроме вот этого. Ну, а на это Святейший благословил сделать исключение для этого ставленника”. И всё, мне сказали, что я свободен, чтобы я шёл писать прошение на имя Патриарха, что хочу быть дьяконом, что хочу послужить русской православной церкви. Я пошел, написал. И дальше где-то через недели две или три меня рукоположили. Святейший когда служил, меня рукоположили. Но Святейший не служил в тот момент, должен был меня рукоположить Патриарх, но он заболел и меня рукополагал митрополит Сергий, который сейчас в Воронеже служит. Так что вот так закончилось всё. 

(Чаепитие с о.Борисом от 17.09.2020)

6. Существует ли процедура назначения определенного священника духовным отцом или прихожане вправе считать священника, которому исповедаются, своим духовным отцом? Как должны выстраиваться отношения между прихожанами и духовным отцом и каковы взаимные обязательства и ответственность?

Я расскажу то, что слышал от своего духовного отца, что читал. Конечно, так просто произвольно нельзя выбрать себе священника и сказать, что он мой духовный отец. Даже если вы часто исповедуетесь, даже если берете у него советы. Это как всё равно, что я с девушкой начал встречаться и через какое-то время говорю всем, что она моя жена. Может быть, я с ней продолжаю встречаться, у меня с ней очень близкие искренние отношения, может быть, дело действительно идёт к браку, но только это не брак ещё. Так и здесь. Отец Иоанн Крестьянкин, по-моему, говорил, что отношения духовный отец и духовное чадо должны складываться по образу брака, мужа и жены. Встречаются юноша и девушка, встречаются, смотрят друг на друга, потом понимают, что они единственные друг для друга. Так и здесь. Исповедоваться можно любому священнику, ходить в разные храмы, но потом понимаешь, что вот этот священник тебя самым коротким путём поведет к Богу, ведь духовные отношения между духовным отцом и духовным чадом они ведь не для какой-то там телесной пользы, какого-то душевного равновесия, они для спасения. И часто оказывается, что даже люди, которые считают себя внутри в общем-то воцерковленными и отчасти духовными уже людьми, оказывается, не готовы даже к отношениям с духовным отцом, потому что всё равно ищут не спасения. Духовный отец ведь по-разному может поступать. Допустим, очень сурово или очень выборочно действовать. Знаете, большего всего мне нравилось, когда я приходил и получал ответ против моей воли. Всё равно, когда спрашиваешь и готов принять и «да» и «нет», всё равно как-то больше склоняешься или к «да» или к «нет», и я всегда это чувствовал, что мне сейчас больше нравится «да», но когда батюшка мне говорил, что «нет», я этому радовался больше, потому что моя воля не исполнилась.
Потом в этих отношениях, конечно, очень важна некая преемственность. На эти отношения, конечно, должно быть благословение. Допустим, в храме, в Софии, был один священник, которому батюшка категорически не благословлял брать духовных чад. Не знаю, почему. Потом практика показала, что, наверное, и не надо было. Когда меня батюшка благословил брать духовных чад, это был единственный случай, когда я всё-таки взял у него разрешения поехать к отцу Иоанну Крестьянкину и получить подтверждение, что мне разрешено брать духовных чад, что отец Иоанн тоже благословляет. Отец Иоанн тоже благословил. После этого я без трепета стал брать, и то сейчас я считаю, что кого-то я взял, может быть, раньше времени, - люди не готовы. Отношения как будто бы заключились (как они заключаются: человек приходит к священнику и говорит: «Будь моим духовным отцом», и священник соглашается); вот я всегда даю испытательный срок, сейчас этот срок полгода. Говорю, продолжайте ходить, продолжайте исповедоваться, будем смотреть, будем друг друга изучать, познавать, а потом, когда пройдет время, будет видно, созрели мы оба для этих отношений или нет. Поэтому не каждого священника благословляют быть духовным отцом, не все священники готовы к этому. Я порой думаю, что я и сам к этому не готов. По крайней мере не готов к некоторым духовным чадам своим, как оказалось.
Какие взаимообязательства и ответственность? Духовный отец надеется, что чадо будет послушным и внимательным, исполнительным. Чадо надеется, что духовный отец будет, если хотите святым, опытным, мудрым. Священник должен с себя требовать снисходительности, великодушия, мудрости, вникания; чадо должно с себя требовать послушания и повиновения. Очень кажется, что духовный отец что-то суровое говорит, но если вы встали на этот путь, если вы хотите, чтобы была польза, то надо идти по этому пути до конца. В середине плодов не бывает, посреди лета мало что созрело и заплодоносило, вот по осени да, как говорят: “Цыплят по осени считают”. Поэтому с середины уйти можно, но ничего не получить, только, наоборот, расстроить свою духовную жизнь. Поэтому ответственность великая, по сути духовный отец отвечает за спасение чада, да и чадо отвечает за какое-то духовное равновесие отца своего, потому что ведь и чадо может как-то огорчить, взбудоражить, возбудить своего отца. Вы знаете, мне очень нравится, у Иоанна Лествичника есть такая фраза, что лучше обидеть Бога, чем духовного отца. Эта цитата такое недоумение вызывает, когда читаешь в первый раз, а потом он тут же комментирует: потому что, когда мы обижаем Бога, у нас есть ходатай перед Богом в виде духовного отца; а когда мы обижаем духовного отца, у нас нет ходатая перед Богом, не остается. Это особенные отношения, как брак, один раз на всю жизнь. Есть благословение такое старцев, что духовного отца можно менять только в трех случаях: первый случай, когда он умирает; второй случай, когда он начинает исповедовать какую-то ересь (даже не страстью какой-то обладает, в грех какой-то впадает, допустим, пьянства или блуда, а он именно исповедует ересь, которую опровергли Святые отцы, то есть он учит душу неправильно; потому что можно быть несовершенным в добродетелях, но учить правильно – то есть полагается оставлять духовного отца не из-за страстей, а из-за ересей, из-за нечистого исповедания веры); и третий случай, когда духовный отец сам отпускает чадо, потому что по какой-то причине не может окормлять. Допустим, когда был афонский призыв, и человек восемнадцать монахов отправили на Афон в Пантелеймонов монастырь, потому что он там просто вымирал физически, то у многих этих монахов, которых послали на Афон,  (а они уже были опытными священниками, опытными монахами), были свои духовные чада, и они понимали, что монахи уезжают на Афон. Это были 70-е годы, сообщения никакого не было, Интернета не было, мобильных телефонов не было, и они понимали, что уезжают, возможно, навсегда, так и было, они потом почти все вернулись через 20 лет, 20 лет их не было; и чтобы чада не оставались без окормления, они передали их другим священникам, и, когда вернулись, кто-то к ним вернулся, кто-то не вернулся уже, за 20 лет отношения сложились с другими священниками. Это нормально, когда духовный отец тебя благословляет и отпускает.

(Чаепитие от 31.05.2020)

7. Батюшка, я подала записку, не услышала имени на службе. К кому обратиться, чтобы прочитали?

Мы не все записки читаем вслух на службе. Мы читаем их в алтаре, алтарники читают, священники иногда читают. В основном священники, когда вынимают частицы, а алтарники прочитывают эти записки. Таким образом мы в нашем храме поминаем. Бывает, что подают на ектенью, тогда ектенью читает дьякон. Ектении бывают по особенному поводу: о здравии, о путешествующих, об операции, тогда мы читаем вслух, мы называем имя, но это особенные записки. Простая записка не подразумевает, что её читаю вслух, громогласно. Потом записок у нас в обычное время много бывает. Например, все записки, которые на панихиду подают, мы все их читаем. Священник сам читает. Можете посмотреть по трансляции или когда стоите в храме и молитесь, посмотрите, что делает священник: он на молебне, на панихиде просто не вслух читает, пока поют тропари, канон на панихиде, священник читает эти записки. Мы прочитываем все записки. К кому обратиться, чтобы прочитали? В любом недоумении обращайтесь за свечной ящик или к алтарникам, если это касается уже записок или ещё чего-то. Лучше за свечной ящик вначале, потому что они, может быть, ещё не передали.

(Чаепитие от 31.05.2020)

8. Подскажите как лучше хранить вербочки в водичке или чтобы засохли? В воде ведь они могут прорасти и долго стоять не будут.

Ну вот мы всегда, в семье своей, вербы ставим в воду. Да, они прорастают, дают корни, листочки, после этого мы в большинстве случаев пытаемся их посадить, но они почему-то не вырастают. Сколько лет уже вербочки у нас есть - никогда не вырастают. В этом году мы в очередной раз пытались их посадить, тоже проросли, я их привез на дачу, но что-то никак. Если не прорастет, то соберем и отдадим на сожжение или сами сожжем где-то. Кто-то хранит в сухом виде весь год, они действительно лучше хранятся. Я думаю это действительно как хотите, тут вообще нет строгих правил. Даже то, что мы их сжигаем, в принципе, не обязательно. Это благочестиво сжигать, да. Лучше, чем выбрасывать что-то освященное. Но тем не менее какой-то специальной сакральности в этом нет. Этими веточками мы приветствуем Христа в день входа Господня в Иерусалим, потом какая-то сакральность уходит. Допустим просфора она просфора будет и через 20 лет, и через 100 лет потому, что она участвовала в литургиях, потому что из нее частичку вынимали. А веточки - это не тот уровень сакральности, чтобы благоговейно к ним относиться и всю жизнь их хранить. Пришел следующий год, взяли аккуратненько сожгли или отнесли в храм на сжигание или сами сожгли, и забыли про нее. Новая верба у вас есть.

(Чаепитие от 01.05.2020)

9. Как бы вы описали свою пасхальную радость. Она из года в год разная?

Ну да, конечно, она разная. В этом году она вообще необычная такая, пасхальная служба ждется и полный храм, ощущение такой радости, а в этом году храм был пустой и, конечно, совсем другие ощущения были. Хотя могу сказать, что, да и сейчас в пустом храме тяжело служить, честно говоря, особенно служить тяжело вечернюю службу. Литургию как-то уже полегче, течение литургии захватывает и начиная с определенного момента уже не важно полный храм или не полный, ты стоишь перед Богом. Вот. А вечернее Богослужение со своими просительными молитвами, с обращениями к Богу от лица народа, конечно, тяжеловато мне дается. В плане молитв и радости. “Как описать пасхальную радость?” - Я не знаю, не поэт, описывать не умею такие вещи. Но была радость от поста, от Воскресения Христова, от Пасхи, хотя, конечно, в этом году всё очень смазано из-за карантина, из-за самоизоляции. Ну я правда не то, что скрываю свою пасхальную радость, я просто не знаю как ее описать. Радостно!!

(Чаепитие от 08.05.2020)

10. Когда священник может брать себе духовных детей?

Все очень по-разному. Прежде всего, конечно, должно быть благословение его духовного отца на это. Меня отец Владимир примерно через полгода моего священства благословил брать духовных детей. Это был единственный случай, наверное, ну или почти единственный случай, когда я ему сказал: «Батюшка, простите, но я поеду к отцу Иоанну (Крестьянкину) и благословлюсь у него еще, и если он меня благословит брать духовных детей, я их возьму». Я это сделал, не из-за того, что не слушался отца Владимира или хотел проявить дерзость, а потому что хотел получить некое большее благословение на это. И батюшка это понял и сказал: “Конечно”. И я поехал, и получил от отца Иоанна (Крестьянкина) благословение брать духовных детей. С тех пор стал брать. Причем, интересно, что я никогда не рассуждаю, почему меня батюшка так благословляет, но, допустим, вначале он мне сказал давать чадам испытательный срок два месяца. Прошло лет, наверное, десять, когда он меня подозвал и сказал, что теперь полгода нужен срок. Ну, потом я увидел промысел Божий. Потому что, двадцать лет назад люди быстрее определялись в своих чувствах, желаниях. И вообще, конечно, такое впечатление, что даже за двадцать лет христиане стали еще более немощными, поэтому, наверное, и увеличился срок. Поэтому вопрос, когда священник может брать духовных детей это, я думаю, вопрос духовного отца этого священника и рост этого священника. По-разному бывает. У нас в «Софии» до сих пор есть священники, которые духовных детей не имеют и не берут. Да, больше того, отец Филарет, допустим, замечательный духовник «Софии», но отец Владимир запрещал ему брать духовных детей. Он и рукоположился почти на два года раньше меня, или даже на три. Когда меня рукоположили в диаконы, он был первый год священником. Соответственно, он где-то на три года старше меня по хиротонии, а он не имел духовных чад. К нему ходили многие, полхрама стояло к нему на исповедь, но духовных чад он не брал.

(Чаепитие 11.01.2018)

11. Апостол Павел в одном из посланий сказал, что жена должна иметь на голове знак власти над ней для ангелов. Почему для ангелов? И почему в Греции женщины в храмах без платков?

Женщины в Греции в храмах без платков, потому что - это может показаться удивительным, но - это знак протеста. Протеста против ислама. Всё дело в том, что греки были долгое время под турками. И если мы еще допускаем всякое вольное отношение к платкам, к волосам женским, то знаем, что ислам в этом плане категоричен. Женщина на улице просто пострадает в исламском мире, если она будет идти с открытой головой. Ну, я не беру какие-то уже светские места, допустим, в той же Турции или ещё где-нибудь. Но в той же Саудовской Аравии женщина нигде не может появиться без платка. Она за это будет наказана. Наказана может быть сначала штрафом, потом тюрьмой и гонениями. Поэтому в Греции, как только они освободились от турецкого владычества, они тут же все сняли с себя платки.
Сейчас турецкие (имеются в виду греческие) женщины не носят платков, потому что им сам платок ненавистен как знак власти над ними турков. Поэтому они не носят. Поэтому не надо за это их осуждать. У них были другие условия. Они страдали несколько веков от турецкого насилия, и поэтому у них такое отношения к платкам. Это про то, почему в Греции женщины без платков. Впрочем, русским они не делают замечаний, дескать: «Снимите платок!» Все прекрасно понимают, что в платке и в платке, наоборот, они сразу видят, что русский человек в храме, русская женщина. Я могу сказать, что у греков очень доброжелательное отношение к русским, где бы я ни бывал. Хотя, может быть, это из-за того, что я в подряснике, а к священству очень хорошее отношение, -там прям ты сразу лучший гость, и всё внимание тебе.
Почему апостол Павел пишет, что для ангелов? Ну, таким образом он пишет, просто создает прецедент. Он же объясняет там, пишет: «Власть над нею мужа для ангелов». То есть, таким образом, на самом деле, сразу выясняется: девица или не девица. Ведь вообще по изначальной традиции платки носили именно замужние женщины. И то, что сейчас в некоторых храмах, в том же Дивеево, когда мы были, простите, на мою полуторагодовалую дочь заставили надеть платок. Она еще на руках, она еще не ходит особо. Даже годовалая дочь, - заставили на нее надеть платок и не хотели ее причащать без платка. Я считаю, что это глупость, потому что кого она может соблазнить? У нее и волос-то на голове нету. Она лысая практически. В некоторых храмах требуют, чтобы девочки ходили в платках, маленькие девочки, подростки. Я могу сказать, что отец Иоанн Крестьянкин никогда не заставлял девиц носить платок. Я помню, что батюшкина дочка Алевтина тоже с каким-то вызовом ходила без платка. И на какие-то вопросы она отвечала, что она девица. Мол, “Я имею право”. Это тоже отчасти правильно. Вот заходит, допустим, юноша в храм, он может себе невесту ищет. Смотрит, вот эта стоит без платка, значит, предполагаемая невеста, а эта в платке, значит она уже мужняя жена на нее даже смотреть уже нельзя. Всё было понятно, на кого смотреть, на кого не смотреть. Из кого выбирать, из кого не выбирать.  Сейчас все стоят в платках. Девочка семи лет уже в мужних женах, и непонятно.
Вы знаете, я думаю, что православие гораздо более практично, чем нам кажется. Ведь Бог очень простой. Все святые отцы же пишут, что Бог простой, а сложный - дьявол. Это он чего-то придумывает, накручивает. И не надо искать каких-то сложных ответов. Ко мне приходят часто: «В чем воля Божья?» Да воля Божья сказана была еще Богом Моисею в заповедях. Бог хочет, чтобы мы не убивали друг друга, чтобы мы не прелюбодействовали, чтобы мы не воровали друг у друга, чтоб мы не завидовали, чтоб не лжесвидетельствовали, чтоб чтили родителей, чтоб и о Нем не забывали. Три заповеди о Боге, о праздниках, не сотвори себе кумира и т.д.
Понимаете, ведь всё нам сказано. Нам всё сказано очень подробно и давно. Поэтому, платок - это власть мужа над женой. Образ послал апостол Павел.

(Чаепитие 25.01.2018)

12. В фильме говорят о хитоне Господа, а у нас празднуется день положения ризы Христа. Речь об одном и том же?

Сегодня как раз праздник положения ризы Христа в Москве. Нет, это совершенно разные вещи, хитон — это хитон, а ризы — это ризы. И даже в Евангелии говорится, что как только что в фильме прозвучало, что ризы, то есть одежды Христа, разделили воины, а хитон был ценный и о нем метали жребий. То есть, ризы — это одно, а хитон - другое. Ризы по преданию принес один еврей сначала в Грузию, потом, когда Грузия была завоевана персидским шахом, она попала в Персию. А потом в XVIII веке персидский шах в знак дружбы и уважения московскому государю прислал в подарок ризу Господню, она хранится в Москве. 
Мне тоже немножко было странно - и в фильме это прозвучало - что так долго были эти святыни под спудом, особо как-то не почитались до этого времени, только потом позже стали почитаться. На мой взгляд, у нас тоже немного странно: риза Господня в Москве есть, но вот нет какого-то обширного их почитания. Бывают разные праздники, Патриархия нас собирает на праздники. Но, допустим, на этот праздник ни разу - ни раз в семь лет, ни раз в сто лет - я не слышал, чтобы собирали, чтобы был какой-то особенный праздник. 

(Чаепитие от 23.07.2020)

13. Можете ли прокомментировать ситуацию с храмом святой Софии в Турции?   

Ну а что комментировать? Жалко, конечно. С другой стороны знаете, конечно, есть какое-то наступление в данном смысле в Турции на православие, на храм. А c другой стороны, знаете, что я подумал? Я подумал первым делом, что вселенский Патриарх Варфоломей так вот прям жил и распоряжался, дал украинской церкви томос, независимость, с албанской церковью хочет порвать, с Сербией. То есть хочет себя поставить таким православным папой римским. Он же выпустил такой указ, что все епископы могут независимо от Церкви, в какой они находятся, идти к нему с апелляцией. Ну вот, допустим, какой-то наш епископ будет недоволен действиями нашего Патриарха Кирилла Московского и всея Руси, пойдёт и будет апеллировать к Варфоломею. То есть, по сути, он создаёт такую папскую структуру, что все епископы равные, а вот он немножко выше, он не равный. Собственно, как Папа, абсолютно тоже самое. То есть это такое явление, его называют цезарепапизм. И тут ему словно щелчок по носу, София. Не то чтобы она когда-то ваша станет, чтобы Ваше Святейшество послушать, так теперь там ещё и минареты будут работать на полную катушку каждый день, пять раз в день. Поэтому я думаю, конечно, что это как-то показывает место современного первого в списке церквей Константинопольского Патриархата, который, конечно, никакой не Патриархат, у него в Турции порядка 80 церквей всего что ли, или 40 даже приходов, что об этом говорить. Я в Софии ни разу не был, мне бы хотелось в Софии побывать, теперь, наверное, не смогу. С другой стороны, есть фотографии, с третьей стороны, мне хватает и моего храма, моего алтаря, чтобы не ехать куда-то там в Софию. Я когда где-то бываю, даже на Афоне, я уже сейчас не хожу, не осматриваю все монастыри, все мощи, хотя я везде был. Я был во всех двадцати монастырях, я был в большинстве скитов. В тех местах, где я не был ещё, я и не хочу оказаться, потому что там я пока не ищу ни старцев, ни духовной жизни, мне хватает там нескольких точек, конкретных даже двух. В Ватопеде я окормляюсь духовно, а, допустим, в каливе Иосифа Исихаста я служу. На престолах, на которых служили ученики Иосифа Исихаста — Харлампий, Ефрем, и сам он причащался, и сам он молился. Мне это важно. А все остальное у меня ограничивалось. Последний раз, когда я был на Афоне, я из Ватопеда вообще не вышел, так, прогулялся по окрестностям, налетел на стаю шакалов, которые от меня разбежались. Я даже не понял, что это шакалы, думал, что это лисички, мне потом объяснили, что это шакалы были. Кстати, не страшные, а такие очень милые шакалы. Орут, конечно, по ночам ужасно, мешают спать, зато молиться хорошо. У них такие неритмичные крики, и поэтому они правда от молитв почти не отвлекают, у них внезапные и дёрганные крики какие-то. Это такие афонские звуки. Чтобы монахов не смущать, Господь поселил там шакалов. Поэтому не знаю, как прокомментировать, что там. Ну, жалко. А с другой стороны, не знаю, меня это как-то не очень касается. Жалко, если в мечеть обратят наш храм, вот это, конечно, кошмар будет. Ну а там — это их дело, пусть думают, что хотят. Мне кажется, это какое-то воздаяние Патриарху Варфоломею от Господа за его такую политику. Я слышал, что когда он томос написал, что чуть ли не слух такой пошёл, что наш президент Путин обратился к Эрдогану, чтобы Патриарха Варфоломея лишили турецкого гражданства и выслали из Турции. Но потом оказалось, что это фейк, что никто не собирается его лишать гражданства и высылать из Турции, наоборот, Эрдоган удерживает его у себя, как говорится, при ноге, чтобы если что, на него надавить, накрутить. Еще непонятно, в чем там, может быть томос он дал не потому, что его американцы заставили, а потому что его Эрдоган заставил, Эрдоган тоже ведь какие-то свои турецкие цели преследует. Не забывайте, что только турецких войн, русско-турецких войн в 19 веке было 17. То есть в среднем каждые три-четыре года была русско-турецкая война. И в большинстве, в 14 из них мы выиграли. И все равно войны эти проходили, проходили и проходили. Русско-турецкие войны, пожалуйста, 17 раз за 19 век.

(Чаепитие от 23.07.2020)

14. Что такое десятина и как можно ее приносить?

Десятина происходит еще из Ветхого Завета. Это та десятая часть доходов, которую иудеи приносили от своих урожаев зерна, овощей, скота. Мелкие травы по Закону Моисееву не облагались налогом, но фарисеи, чтобы показать свою праведность, приносили десятину и с этих трав (См. притчу о мытаре и фарисее, Евангелие от Луки, глава 18, стих 9). Десятина - это просто десятая часть дохода человека, которую отдавали в Ветхом Завете на Иерусалимский Храм, в Новом Завете отдают на дела благотворительности, жертвуют на содержание православных Храмов, на благотворительные проекты Церкви.
Хотя, между благотворительностью и десятиной есть разница. Когда отца Иоанна Крестьянкина спрашивали, должен ли человек, который и так занимается благотворительностью, жертвовать десятину на церковь, он сказал: “благотворительность - это благотворительность, а десятина - это десятина”. Как ее приносить? По-разному приносят. Есть специальный ящик - жертва на храм, можно священнику отдавать, священник все равно это использует на церковные нужды. Ведь вопрос-то - было бы что приносить, и что отдавать. А так, это дело безусловно нужное, благочестивое. Именно на эти деньги Церковь содержится.

15. Можно ли подпевать хору во время богослужения, если учесть, что вокальные данные не блещут?

Как говорит наш регент с более чем двадцатилетним опытом, начиная подпевать хору вы будете соблазнять других людей, которые, не зная почти ничего, будут просто мешать хору. Следовать совету “можно, только очень тихо” не получится. Это будет мычание. Хор - это хорошо настроенный механизм, и подпевать не благословляется, даже если у вас есть вокальные данные, так как вы все равно будете отвлекать и сбивать. Лучше молиться и внимать пению. Хотите научиться петь в хоре - приходите в школу церковного пения для взрослых. У нас такая школа есть, расписание есть на сайте, так что добро пожаловать.
В некоторых храмах поют все прихожане, и даже батюшка выходит и благословляет петь вместе. Пусть это самое простое пение, так называемый обиход, но мне кажется, он наиболее располагает к молитвенному настроению. Прихожане может быть и поют нескладно, непрофессионально, но зато они знают всю службу наизусть.
Все в нашей жизни изменила революция… Раньше во всех храмах с детства все умели петь. Большинство из вас в церковь пришли во взрослом возрасте. Естественно, что вы не умеете петь. А если бы вы с детства ходили? Сегодня вы пришли и поете, завтра пришли ваши подруги и поют, послезавтра ваши родители поют, ваши дети поют. Говорят, у Иоанна Кронштадтского весь храм пел очень многие песнопения. Потому что там была община.
Приходите в воскресную школу, учитесь, и, кто знает, может быть, через год у нас тоже получится, и все в храме будут петь.

16. Я крестная мать, стала ею в 2000 г. Так было положено. Мы особенно не понимали, что делали. Потом расстояние нас с крестницей развело. И сейчас я уже понимаю свою ответственность. Но то время уже упущено.
  
Ваша связь не прервана, нужно молиться за нее. И самая главная связь с крестными не в том, чтобы встречаться, подарки дарить и так далее, а в том, чтобы быть примером. Был такой греческий епископ, не помню, как его звали. В самом начале 20 в. он написал труд про Россию. Он был большой любитель России, хотя в России ни разу не был. Он предсказывал, что Россию будут все ненавидеть, что против России все ополчатся. Он это писал до революции, в 19 в. Пространный труд, я его читал. Серафим Соболев много на него ссылался, болгарский святитель. Он объяснял, почему ненавидят евреев во всем мире. Потому что у евреев была Богом данная миссия хранить веру. Они эту миссию не выполнили. Вместо того, чтобы принять Христа и стать первыми учениками (то есть всем народом, а не отдельными апостолами), они его распяли. Точно такая же судьба ждет и Россию. Когда они перестанут быть светом для мира и солью для земли (как Господь говорит – когда соль становится несоленой, ее вон выбрасывают, попирают ногами, потому что она уже ни на что не годится). На самом деле, если бы мы были настоящими духовными людьми, то не то, что нас в доме не хотели бы видеть – за нами бегали бы по пятам и все слова наши записывали. То есть это зависит не от них, а от нас, от нашего качества духовной жизни. Поэтому вам нужно просто свою духовную жизнь поднять на такую высоту, что если бы у крестницы хоть раз в жизни возник вопрос, и хоть раз в жизни она вспомнила бы свою крестную, позвонила вам и сказала: «Крестная, помолись!», вы бы помолились и в то же мгновение, даже трубку она еще не положила, а уже произошло изменение. Тогда она вас одолеет, она будет вам названивать еще и жить к вам переедет. Понимаете? Тут надо искать не методы воздействия на нее, а методы воздействия на себя. Вы другого ничего предложить не можете, кроме своей святости. Вот и ищите своей святости. По словам Серафима Саровского: стяжи дух мирен в себе, спасись сам, и тысячи людей спасутся вокруг тебя.


Наверх к оглавлению