Социальные темы
<< Назад к списку тем
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
1. Как Церковь относится к Гринпису как к организации, требующей от своих членов активного участия?
Церковь вне политики, вне организованных движений. На мой взгляд, (это не мнение Церкви), эта организация скорее политическая, чем та, которая реально что-то может делать. Сколько раз она закрывала глаза на совершенно варварские по отношению к экологии, к земле, к живому миру проекты, но как только начиналось что-то неугодное определенной стороне, так сразу крик, вопль. Почему-то в Америке все проекты Гринписом одобряются, в России не одобряются. Я думаю, что это политическая организация, которая может быть и создавалась для защиты чего-то или кого-то. Но это мое личное мнение, возможно у Церкви оно совершенно противоположное.
(Чаепитие 13.08.2020)
2. Батюшка, как вам видится карантин сейчас, когда всё прошло? Буквально недавно было полное ощущение апокалипсиса: храмы закрыты, священники умирают, сами люди уже не хотят идти в храм. Финальной точкой стала новость, что на Афоне дождём разрушило все дороги, что сама Богородица это сделала. И вот прошло совсем немного времени, и всё вернулось на круги своя, как будто ничего и не было. На Афоне восстанавливаются дороги. Что это вообще было?
Кстати говоря, на этот вопрос вчера на чаепитии о.Владимир отвечал. И он начал с того, что (я приведу часть его ответа) сказал: «Я залез в словарь и посмотрел, что такое эпидемия». Вот эпидемия, оказывается, это термин, который признан обществом: медицинским, человеческим. Эпидемия — это когда болеет 5 и более 5% населения страны, города, мира. Именно болеет. В мире сейчас, допустим, 10 или 9 миллионов заболело. При этом уже половина выздоровела, то есть сейчас болеет 4 с половиной. А население уже почти 8 миллиардов. То есть это 0,1% процента, это даже не 5, это в 50 раз меньше, чем 5%. В 50 раз меньше. В Америке болеет, допустим, миллион из 240 или 250 миллионов. То есть это тоже получается 0,2-0,3%. То есть это тоже в десятки раз меньше, чем уровень эпидемии. Это к вопросу про саму эпидемию. То есть, больше паники было. Я не отрицаю, что что-то было, и был коронавирус. Мы знаем людей, которые болели, и знаем, к сожалению, людей, которые умерли, и священников, которые умерли от этого, знаем. Достаточно молодых. Вот, допустим, отец Александр Агейкин, он вообще мой ровесник, тоже 1972-го года рождения. Он умер от коронавируса. Но, правда, надо сказать, что у него был очень серьёзный сахарный диабет, у него были всякие отягощающие заболевания.
Не надо смешивать Афон, что там дороги размыло, и пандемию. Это вообще никак с пандемией не связано. Была, конечно, паника, была истерика. Почему? Объясню, почему была истерика. И почему сейчас будет продолжаться истерика. А потому что люди цепляются за эту жизнь, за этот мир. Потому что, если ценностью является только то, что здесь есть, в этом мире, - еда, питьё, одежда, отношения, деньги, власть — то, конечно, если я умру, то ничего этого не поем, не попью, на яхте не покатаюсь и по горам не полазаю. Конечно, становится страшно: как это, я такой ещё молодой. Да и не молодой, старый, все равно цепляется за жизнь. Если рассуждать как апостол Павел, который говорил: “Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение”, то не важно, умру я сейчас или через 50 лет. Если Господь считает, что я готов уже к Царствию Небесному, и сейчас меня хочет забрать, то пусть забирает, слава Богу. Так это вопрос, чтобы я напряжённей готовился, чтобы быть готовым, если раньше уйду к Господу, которого люблю всем сердцем. Или если я Господа не люблю всем сердцем, хоть и говорю, что люблю, а занимаюсь больше своей земной жизнью, устройством своей земной жизни, то, конечно, страшно болеть и умирать.
Поэтому моё отношение, собственно, не изменилось. Потому что моё мировоззрение не изменилось. Изменился я только в той части, что это время я использовал (ну, конечно, я так говорю, но мне немножко каждый раз неудобно, как будто горделиво так говорю), что я это время использовал для своего духовного роста. Но так оно и было, потому что я был меньше занят, я был меньше обременён другими людьми, я больше мог посвятить времени себе. Особенно в Великий пост, когда у меня ещё и семья болела. У меня вся семья переболела коронавирусом. При этом, (я считаю, что это было чудо), я с семьёй провёл два дня, с воскресенья по вечер вторника, и с ещё одним своим другом. Мы во вторник вечером уехали, а в среду вся моя семья заболела коронавирусом. А ни я, ни мой друг не заболели. И до сих пор не болею. Я уже сдал три анализа на коронавирус, у меня ничего нет: ни антител, ни болезни — ничего, в общем. Но у матушки и у всей семьи есть, то есть они болели коронавирусом. Опять же, я не знаю, может быть, так для них счастливо прошло, может быть, они всё-таки не имеют каких-нибудь отягчающих заболеваний, ну поболели и поболели. Конечно, чуть-чуть, может быть, тяжелее, чем обычный грипп, а может и не тяжелее, просто как обычный грипп. Погрипповали три дня и выздоровели, не умерли. Больше того, я ездил их причащать в это время. Получается, не такой уж он страшно заразный, что вот посмотрел на человека с расстояния сто метров и заразился. Ничего подобного. Я два раза с ними контактировал, я их исповедовал, я их причащал два раза за это время. И не заразился. Я надеялся, что заразился, что я, может быть, в этой форме переболел, но все анализы показали, что я не заразился и не заболел.
Так что я от коронавируса, наверное, выиграл. Также, мне кажется, выиграл и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Потому что он действительно стал очень благодатным Патриархом. Прям вот очень тихий, спокойный, благодатный.
Про дороги на Афоне. Вообще, если это сделала Богородица, то ей это стоило сделать достаточно давно. То есть, я, конечно, не указ Богородице, но от того, что там, на Афоне, происходило, все уже за голову хватаются. Дело в том, что эти дороги, такие современные, хорошие, делал Евросоюз. Для чего? Для удобства паломников, чтобы им было удобно перемещаться: приезжать, уезжать. Чтобы им было комфортно. Не ходить пешком, как раньше ходили. От монастыря до монастыря 5-6 часов. Мы один раз ходили. 19 часов шли. С одной стороны Афона на другую сторону. Ну, конечно, не непрерывно шли 19 часов. Мы там в один монастырь заходили, и привалы делали. Но вышли после литургии, в 3 утра, и пришли уже под вечер, к 8. Сколько там? В общем, мы считали, 19 часов получилось. Причём в 3 утра мы вышли уже после литургии, потому что литургия началась там в полвторого. Это в монастыре святого Павла на Афоне. Там самые ранние литургии. Начинаются в полвторого ночи. Сейчас они хоть выдохнут. И, кстати, Афон от коронавируса отдохнул. Там у них не было никого, всё закрыли. Ватопед, я знаю, закрылся. Они сидели и наслаждались постом, Пасхой. Впервые они одни сидели. Даже большинство трудников уехало на время карантина. То есть, только братия. Но это никак не связано с пандемией. Просто Богородица дала Афону передышку, чтобы они помолились спокойно. Сейчас дороги восстанавливают, но ещё далеко до восстановления. Был такой сильный потоп, что дороги просто сползли. Все плиты сползли, всё размыло, всё завалило камнями. Несколько месяцев вообще не трогали. Ну потому, что пандемия была, и некому трогать, все боялись заразиться, и поэтому Афон был закрыт. Но монахи, поверьте, чувствовали себя прекрасно в это время. Они и сейчас чувствуют себя прекрасно. Сейчас пока разрешили по 15 человек в день в монастырь пускать. Мне кажется, если бы оставили эту норму, на Афоне только выиграли бы. В конечном итоге выиграли бы мы, потому что они молятся за нас.
Поэтому ничего страшного не произошло. Как я в начале и говорил, что это даже не наказание, не епитимья, а просто время спроса. Господь просто спросил нас: «А что вы из себя представляете?»
Я знаю человека, который мне сказал: «Батюшка, я за время пандемии в общей сложности посмотрел 30 фильмов». Даже получается мало, потому что не каждый день смотрел. Я думаю, что есть рекорды и побольше. Если пандемия шла почти 3 месяца, то это уже 90 дней. 90 фильмов можно было посмотреть, если каждый день по одному фильму. А если по 2 фильма смотреть, то уже под 200. Ну что сказать? Молодец. Человек 30 фильмов посмотрел, очень обогатился. Я за это время прочитал порядка 30 книг. Считаю, что я больше обогатился. Потому что книги, за двумя или тремя исключениями, были не светские, а духовные. Ну и светские я прочитал 3 книги, давно хотел.
Так что, мои хорошие, пандемия только проявила суть. Как в своё время сказал епископ Серафим (я был на престольном празднике Преображения Господня у нашего благочинного москворецкого, отца Николая Кречетова, там тоже храм Преображения Господня), и вот он сказал, что Преображение — это не изменение, это выявление сути. Господь по сути был светоносным. Он по сути был весь одной божественной энергией. И когда он там преобразился, он стал белым. Если мы преобразимся, мы станем чёрными. Потому что мы во грехе живём, грехом питаемся. Поэтому Преображение — это не изменение. Не было такого, что Христос был серым, а преобразился и стал белым, и мы начнём сейчас меняться. Нет. Преображение — это выявление сути, природы. Просто Господь показал ученикам свою природу. Так даже в тропаре поётся, что это было прежде страдания, чтобы потом, когда они увидят страдания Христа, они поняли, что это страдает Бог, потому что они видели природу Христа. Божественную, светоносную, светозарную.
Так что пандемия ещё не совсем закончилась, эта истерика ещё продолжается. Поэтому ещё есть время тихо-спокойно жить, не выделяясь среди общества человеческого. Рестораны не открыты, можно время праздно не тратить в ресторанах. Спортивные мероприятия не открыты. Можно время не тратить на спортивных мероприятиях. И так далее. То есть можно заняться своей духовной жизнью.
(Чаепитие 25.06.2020)
3. Говорят, что мы живем в очень развращенном времени. Но ведь в наше время ценность человеческой личности больше, чем в былые времена. Уже не жгут на кострах, не секут крепостных, не рубят головы. Получается что времена добродетельны?
Да вот про то, что я и говорил. Конечно не жгут, не секут. Только раньше, кстати, на кострах-то вообще православные никогда и не жгли. Не надо тоже приписывать истинной вере то, что было не в истинной вере. Это инквизиция сжигала на кострах. А крепостных секли не по религиозным мотивам. Крепостных секли за то, что они не слушались, не хотели работать или просто от самодурства барина. Это уже совершенно не критерий религиозности. Поэтому о чем тут говорить? Если мы говорим о развращенном времени, то надо говорить о том, что да, сейчас блудят гораздо больше, чем раньше. И оправдывают блуд. Вы знаете, это ведь очень интересно. Я сам из Подмосковья, из Электростали. И когда я поступал в университет в 1989 году, в моем городе, - а это всего 40 км от Москвы, - тогда были еще крепкие семьи. Из всех моих знакомых на тот момент было, наверное, человека 3-4 у которых семьи распались, развелись, были вторые браки, ещё что-то. Из всех моих знакомых всего 3-4 человека. Когда я поступил в университет, я увидел, что в Москве по крайней мере у тех, кто со мной учился, почти у половины родители уже в разводе, или во втором, третьем браке. Я был в ужасе от этого, я был в шоке. Потому, что в 1985 году провинция и Москва были как небо и земля. Я отучился год, вернулся и вдруг узнал, что за это время, пока я учился, распались 7 или 8 моих знакомых семей. То есть пошел процесс, как бы сказать, разврата из Москвы, из столицы в провинцию. А сейчас, я думаю, что провинция даже и превосходит, потому что они смотрят те же телевизоры, те же программы, тот же интернет и то яд, который раньше должен быть дойти сначала из центра на окраину, теперь проливается одновременно дождем и там, и там. Ценность человеческой жизни совершенно не выросла. Она наоборот обесценилась из-за этого гуманизма. Сейчас не секут крепостных, не жгут на кострах, но в конфликтах умирает все больше и больше людей. В Америке один человек принимает решение, нажимает на кнопку и летят, и погибают сотни и тысячи людей. И они про ту же пробирку Хусейна говорили в ООН и трясли пробиркой: “Вот доказательства на Хусейна”. А тут сказали: “Ой, извините, мы пробирку сами сделали, просто чтобы провести свою операцию”. А точнее даже не сказали “извините”, они сказали: “Ой, а эта пробирка изначальна была поддельной”. Развалили целое государство. Человека казнили на основании того, что он им просто не нравился. Сделали подложную пробирку и всё, и ввели войска. Какая ценность жизни? Когда сейчас все это пространство лжется, извращается. О чем мы говорим? Какие добродетельные времена? И наоброт гомоскесуализм, извращения, - всё, всё поощряется.
(Чаепитие 17.12.2020)
4. Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к очкам виртуальной реальности и квестам с их применением? Некоторые квесты бывают с такими очками.
Да никак я не отношусь. Понимаете, все должно быть в каком-то, как вот то, что мы читали, то что мы говорили. Все должно освещаться нашими чувствами, нашим разумом распознаваться. Если в этих очках виртуальная реальность, я надену и будет там кровища, я не знаю, блуд, ужасы какие-то, то плохо отношусь.
А если, я надену и окажусь в Австралии, в которой я, наверное, никогда в жизни своей не буду, то почему бы нет? Почему бы не посмотреть на Австралию? Или почему не смоделировать мир, допустим, что я маленький и хожу внутри какого-то прибора, ну, я образно говорю.
Это все вопросы о том, что творит человек. Все сводится к топору. Понимаете ли, топором можно убить старушку-процентщицу и заодно еще Лизавету, а можно срубить бревна и построить дом, нарубить дров, и накормить и поселить людей, и дать им возможность жить. Поэтому, дело-то не в очках, а в том, что в эти очки увидишь и как ты к этому отнесешься?
(Чаепитие 11.01.2018)
5. Астрология – это запретная наука в христианстве?
Астрология – это не наука. Это – лженаука. Есть астрономия, которая занимается звездами, их расположением, их влиянием друг на друга. Мы понимаем, что звезды, луна, солнце влияют. Есть там всякие бури на солнце, магнитные, у меня болит голова. Есть приливы, отливы, луна в определенном месте находится, и поднимается вода в океанах и в морях. Есть астрономия – наука воздействия светил на нас, а астрология – это лженаука. У нее никаких фактов нет. Никто никогда не доказал, что созвездие стрельца, льва, водолея и что что-то там происходит. Я не читаю гороскопы, но еще до крещения когда я их читал, меня потрясало, что в один гороскоп можно запихнуть кого угодно. А я специально, когда уже стал верующим человеком, один был друг – математик, тоже МГУ закончил, и как-то, однажды, он решил задумал провести исследование. Он опрашивал людей, которые верят в гороскопы. Читал человеку гороскоп, вчерашний допустим, на этот день после того, как он прошел и отмечал, что сбылось, что не сбылось в гороскопе. Во-первых, там были противоречивые события написаны, во-вторых, мы оставляем за кадром, что, когда человек прочитал гороскоп, он отчасти себя этим гороскопом зомбирует. Он начинает действовать. Мне, допустим, написали, не уходи сегодня из дома, вот я и не ухожу из дома. Поэтому он и брал гороскопы, которые человек не знал, то есть он не прочитал. Подсунул, подчеркни, это вчера было написано, что у тебя было? И оказалось, что гороскопы сбываются на 1/3 на 30%. Это значит, что даже если просто пальцем да/нет угадывать это будет 50%. Я в этом увидел тоже волю Божию. Господь даже не дает им сбываться. Это даже хуже, чем просто да/нет, если случайным образом выбирать. У гороскопа вероятность хуже в 1,5 раза, потому что Господь не дает им осуществляться, сбываться. Он не дает им действовать, а люди в это верят. Забивают себе голову. Поэтому астрология - это вообще не наука. Поэтому «запретная наука» тоже нельзя сказать – это не наука, это просто шарлатанство, это придумка, это просто обман.
(Чаепитие 25.01.2018)
6. Может ли астрология принести вред человеку, который занимается ей профессионально во благо людей?
Астрология во благо людей невозможна, потому что никакого блага людям она не несет. В свое удовольствие, в свою пользу заниматься можно для обогащения или еще для чего-то. Я расскажу одну историю. Я, по-моему, уже рассказывал. Значит, может вы даже вспомните это какой год, потому что в этот год к нам приезжал Патриарх Алексий в Софию. Можно просто послать в Патриархию, узнать в каком году он приезжал к нам в Софию. Это была уже Страстная седмица. В Великую субботу Патриарх обычно объезжает приходы, чтобы освятить куличи, пасхи и поздороваться с прихожанами, поучаствовать в жизни прихода чуть-чуть. А до этого, практически с начала Великого поста меня две сестры, которые ходили к нам в храм, очень просили приехать и пособоровать их маму. Их мама лежала в больнице уже продолжительное время в коме и никак не могла из нее выйти. Долго она лежала в коме, около 3-4 месяцев. И они попросили ее исповедовать, причастить, но я сказал, что невозможно людей в коме исповедовать, причащать, но можно пособоровать. Так отец Иоанн Крестьянкин благословлял. Вот понимаете, вообще для священника большой грех, смертный грех, если человек уходит без напутствия, без причастия, без исповеди и священник в этом виноват. Если не захотел, поленился или поехал, но поехал не вовремя. Меня сегодня попросили, а поехал послезавтра, а за это время человек умер. Это большой грех будет на священнике. Соборование не так, как исповедь и причастие, но тем не менее. Я старался, но все так складывалось, что я никак не могу поехать. И в конце концов уже Великая суббота, думаю, ну всё, надо до Пасхи решить этот вопрос, потом после Пасхи тоже все закрутится и вообще всё будет непонятно. Всё, поеду! Выехал из храма, и как раз мне позвонили, чтобы я возвращался обратно, так как приехал Патриарх. Все были на месте:настоятель отец Владимир был и все другие священники. Я думаю: “Ладно, пока я вернусь, развернусь, Патриарх уже уедет, ненадолго же приезжает”. Я поехал все-таки соборовать её. Приехал в больницу, прошел в палату, начал соборовать. Читаю молитвы, канон читаю. Первый раз начинаю ее помазывать. Вы знаете, вот, лежит человек в коме, то есть безо всякой связи с внешним миром, не шевелится. Но в реанимации они все привязаны лежат за руки, за ноги на всякий случай. Потому что мало ли будут какие-то движения, чтобы трубки не вырвать и так далее. Она в глубочайшей коме. Начинаю ее помазывать, и такое впечатление, что я живого человека пытаю раскаленным железом. Я пытаюсь к ней прикоснуться кисточкой с маслом, она начинает вообще просто извиваться. Ко лбу - начинает головой мотать. К груди - начинает всем телом, руки, ноги, ну ноги не помазываются, руки тоже, просто она извивается. В результате две сестры ее держат, две дочери держат, я ее помазываю. Первый раз помазал такое было. Все семь раз она каждый раз извивалась как будто к живому человеку в сознании прикасался словно раскаленным стержнем, прутом. Я вышел, говорю: «Слушайте, у меня такое впервые в жизни было».
А до этого, я рассказывал тоже буквально, это было на контрасте. Буквально за полгода до этого разбились одни наши прихожане. Муж ничего, а жена впала в кому. И она тоже лежала в коме, и я тогда приехал, а тогда я только священником стал недавно, ещё опыта такого нет, непонятно что и как. Как вы знаете, на соборовании принято с двух сторон руки помазывать. Человек лежит, руки привязаны. И думаю, как ее руку поворачивать? Со мной приехал муж, регент наша, то есть свидетелей там хватало, врач там был. И когда я дошел до помазания, помазал ей с одной стороны руки, я вот так вот замер, потому что у меня в одной руке пузырек, в другой руке кисточка и, соответственно, надо поставить пузырек, чтобы свободной рукой перевернуть руку и помазать с этой стороны. Пока я раздумываю что мне делать, она берет сама и руки раскрывает, чтобы я мог помазать. Я помазал, она руки положила обратно. Понимаете, другая реакция. Человек в коме, но он хотел собороваться, а вот этот человек явно не хотел. Я спрашиваю, что с вашей мамой, кто она такая? И они так, под давлением, вынуждены были сказать, что она - любимая ученица Павла Глобы. Как раз астролог. И тогда я понял, почему всё это не складывалось. Почему Господь не дал ей причаститься. Она так и не пришла в сознание. Так и умерла без напутствия. А с другой стороны даже не знаю, хотела бы она исповедоваться, причаститься, если бы пришла в сознание. Это же дочери за неё решили. Дочери продолжили ходить в храм какое-то время, достаточно маленькое до 40 дней. Потом вдруг приходит старшая дочь и говорит: “Мне явилась мама во сне и передала мне свой дар. Теперь я могу составлять гороскопы, я пошла к Глобе учиться”. Ну и всё, дальше она пошла к Глобе учиться, больше я с ней не контактировал.
Вот вам пример, который может принести астрология. Пример вреда, который может принести астрология человеку. Не тому, на кого они там составляют, а самому этому человеку душу погубить.
(Чаепитие 25.01.2018)
7. Почему церковь не благословляет делать женщинам ЭКО?
Потому что это противоречит нравственности и основам церковного вероучения. Все дело в том, что в ЭКО, во-первых, возникают вопросы о том, как берется мужское семя. Берется оно греховным образом, получается. Мужчину провоцируют на грех. Во-вторых, сразу берется несколько яйцеклеток, они все оплодотворяются и часть из них замораживается, часть из них «подсаживается» в организм женщины.
Потом, как происходит в 99% случаев: подсаживают сразу несколько эмбрионов, и если все прижились, некоторых убирают, некоторых оставляют. Редкая женщина согласна, если все пятеро эмбрионов прижились, всех пятерых рожать. В основном дают согласие, чтобы четверых или троих из них убили - совершается аборт. Понимаете, что Церковь не считает, что в браке любой ценой должен быть ребенок. Есть вполне законный момент: если пара хочет иметь ребенка, но не может сама родить, можно взять из детского дома, можно кого-то усыновить или удочерить. И это будет не греховный способ. А какая разница, родители не те, кто родили, а те, кто вырастили, воспитали, подняли на ноги, вырастили его. Отчасти, это такая гордыня, хочу именно своего, и мне все равно, что и муж нагрешит и жена нагрешит. Поэтому ЭКО, конечно, Церковью не благословляется.
8. Об НЛО
Есть такой труд Серафима Роуза. Он называется “Православный взгляд на НЛО” - исследование такое. Был такой американец православный, очень благочестивый, духовный. Он занимался такими актуальными вопросами современности. Он такую мысль проводит и доказывает ее, что по мере уровня развития человечества бесы тоже адаптируются. Люди верили в средневековье в драконов, в пегасов, вот бесы и являлись в виде драконов. Сейчас мы верим в пришельцев космических, они нам и являются в виде НЛО или человечков зеленых. Он проводит анализ средневековых видений, от которых остались источники, или современных, когда НЛО являлись или инопланетяне увозили куда-то кого-то. И он приходит к выводу, что все это одни и те же бесовские силы, которые поменяли свою окраску. Как автомобили в начале двадцатого века, в середине двадцатого века и в начале двадцать первого века совершенно разную форму имеют. Колеса хоть и круглые, но сначала как у телеги, а сейчас с хорошей резиной. На самом деле все меняется.
9. Правда ли, что сны – это не от Бога?
Как сказать… Мы из Священного Писания часто видим, что Бог является во сне. Например, Иосифу Обручнику, мнимому мужу Пресвятой Богородицы и мнимому отцу Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому нельзя сказать категорически, что сны не от Бога. Но святые отцы учат, что область сна – это больше область лукавого. Даже по себе мы можем судить, что больше снов снится каких-то дурных, нехороших, страстных, злых, жестоких, чем благостных и хороших. Православной традиции свойственно недоверие снам. Можно даже привести в пример обретение Казанской иконы Божьей Матери. Когда девочке трижды являлась Богородица во сне, говорила определенные вещи, это докладывали священнику, архиерею - причем не простому, а будущему Святителю Ермогену - и они оставляли это без внимания, отсылали от себя. И уже на третий раз, когда было явление, девочка с матерью обрели икону – чудотворную икону Казанской Божьей Матери. Это показывает отношение ко снам – недоверие. Лучше ждать, пока Господь приснится или пошлет сновидение второй или третий раз, вразумит, чем обмануться. Это касается не только снов, а в принципе всех явлений. Я рассказывал на прошлом чаепитии про отца Афанасия, которому трижды звонила Пресвятая Богородица? И тоже в первый раз он совершенно не поверил, второй раз не поверил, и только на третий раз он поступил так, как хотела Пресвятая Богородица. И в этом нет оскорбления величия Господа или Богородицы. В этом осторожность монахов, христианина. В этом трезвенное отношение к явлениям. Поэтому снам мы не верим.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Как Церковь относится к Гринпису как к организации, требующей от своих членов активного участия?
2. Батюшка, как вам видится карантин сейчас, когда всё прошло? Буквально недавно было полное ощущение апокалипсиса: храмы закрыты, священники умирают, сами люди уже не хотят идти в храм. Финальной точкой стала новость, что на Афоне дождём разрушило все дороги, что сама Богородица это сделала. И вот прошло совсем немного времени, и всё вернулось на круги своя, как будто ничего и не было. На Афоне восстанавливаются дороги. Что это вообще было?
3. Говорят, что мы живем в очень развращенном времени. Но ведь в наше время ценность человеческой личности больше, чем в былые времена. Уже не жгут на кострах, не секут крепостных, не рубят головы. Получается что времена добродетельны?
4. Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к очкам виртуальной реальности и квестам с их применением? Некоторые квесты бывают с такими очками.
5. Астрология – это запретная наука в христианстве?
6. Может ли астрология принести вред человеку, который занимается ей профессионально во благо людей?
7. Почему церковь не благословляет делать женщинам ЭКО?
8. Об НЛО
9. Правда ли, что сны – это не от Бога?
2. Батюшка, как вам видится карантин сейчас, когда всё прошло? Буквально недавно было полное ощущение апокалипсиса: храмы закрыты, священники умирают, сами люди уже не хотят идти в храм. Финальной точкой стала новость, что на Афоне дождём разрушило все дороги, что сама Богородица это сделала. И вот прошло совсем немного времени, и всё вернулось на круги своя, как будто ничего и не было. На Афоне восстанавливаются дороги. Что это вообще было?
3. Говорят, что мы живем в очень развращенном времени. Но ведь в наше время ценность человеческой личности больше, чем в былые времена. Уже не жгут на кострах, не секут крепостных, не рубят головы. Получается что времена добродетельны?
4. Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к очкам виртуальной реальности и квестам с их применением? Некоторые квесты бывают с такими очками.
5. Астрология – это запретная наука в христианстве?
6. Может ли астрология принести вред человеку, который занимается ей профессионально во благо людей?
7. Почему церковь не благословляет делать женщинам ЭКО?
8. Об НЛО
9. Правда ли, что сны – это не от Бога?
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
1. Как Церковь относится к Гринпису как к организации, требующей от своих членов активного участия?
Церковь вне политики, вне организованных движений. На мой взгляд, (это не мнение Церкви), эта организация скорее политическая, чем та, которая реально что-то может делать. Сколько раз она закрывала глаза на совершенно варварские по отношению к экологии, к земле, к живому миру проекты, но как только начиналось что-то неугодное определенной стороне, так сразу крик, вопль. Почему-то в Америке все проекты Гринписом одобряются, в России не одобряются. Я думаю, что это политическая организация, которая может быть и создавалась для защиты чего-то или кого-то. Но это мое личное мнение, возможно у Церкви оно совершенно противоположное.
(Чаепитие 13.08.2020)
2. Батюшка, как вам видится карантин сейчас, когда всё прошло? Буквально недавно было полное ощущение апокалипсиса: храмы закрыты, священники умирают, сами люди уже не хотят идти в храм. Финальной точкой стала новость, что на Афоне дождём разрушило все дороги, что сама Богородица это сделала. И вот прошло совсем немного времени, и всё вернулось на круги своя, как будто ничего и не было. На Афоне восстанавливаются дороги. Что это вообще было?
Кстати говоря, на этот вопрос вчера на чаепитии о.Владимир отвечал. И он начал с того, что (я приведу часть его ответа) сказал: «Я залез в словарь и посмотрел, что такое эпидемия». Вот эпидемия, оказывается, это термин, который признан обществом: медицинским, человеческим. Эпидемия — это когда болеет 5 и более 5% населения страны, города, мира. Именно болеет. В мире сейчас, допустим, 10 или 9 миллионов заболело. При этом уже половина выздоровела, то есть сейчас болеет 4 с половиной. А население уже почти 8 миллиардов. То есть это 0,1% процента, это даже не 5, это в 50 раз меньше, чем 5%. В 50 раз меньше. В Америке болеет, допустим, миллион из 240 или 250 миллионов. То есть это тоже получается 0,2-0,3%. То есть это тоже в десятки раз меньше, чем уровень эпидемии. Это к вопросу про саму эпидемию. То есть, больше паники было. Я не отрицаю, что что-то было, и был коронавирус. Мы знаем людей, которые болели, и знаем, к сожалению, людей, которые умерли, и священников, которые умерли от этого, знаем. Достаточно молодых. Вот, допустим, отец Александр Агейкин, он вообще мой ровесник, тоже 1972-го года рождения. Он умер от коронавируса. Но, правда, надо сказать, что у него был очень серьёзный сахарный диабет, у него были всякие отягощающие заболевания.
Не надо смешивать Афон, что там дороги размыло, и пандемию. Это вообще никак с пандемией не связано. Была, конечно, паника, была истерика. Почему? Объясню, почему была истерика. И почему сейчас будет продолжаться истерика. А потому что люди цепляются за эту жизнь, за этот мир. Потому что, если ценностью является только то, что здесь есть, в этом мире, - еда, питьё, одежда, отношения, деньги, власть — то, конечно, если я умру, то ничего этого не поем, не попью, на яхте не покатаюсь и по горам не полазаю. Конечно, становится страшно: как это, я такой ещё молодой. Да и не молодой, старый, все равно цепляется за жизнь. Если рассуждать как апостол Павел, который говорил: “Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение”, то не важно, умру я сейчас или через 50 лет. Если Господь считает, что я готов уже к Царствию Небесному, и сейчас меня хочет забрать, то пусть забирает, слава Богу. Так это вопрос, чтобы я напряжённей готовился, чтобы быть готовым, если раньше уйду к Господу, которого люблю всем сердцем. Или если я Господа не люблю всем сердцем, хоть и говорю, что люблю, а занимаюсь больше своей земной жизнью, устройством своей земной жизни, то, конечно, страшно болеть и умирать.
Поэтому моё отношение, собственно, не изменилось. Потому что моё мировоззрение не изменилось. Изменился я только в той части, что это время я использовал (ну, конечно, я так говорю, но мне немножко каждый раз неудобно, как будто горделиво так говорю), что я это время использовал для своего духовного роста. Но так оно и было, потому что я был меньше занят, я был меньше обременён другими людьми, я больше мог посвятить времени себе. Особенно в Великий пост, когда у меня ещё и семья болела. У меня вся семья переболела коронавирусом. При этом, (я считаю, что это было чудо), я с семьёй провёл два дня, с воскресенья по вечер вторника, и с ещё одним своим другом. Мы во вторник вечером уехали, а в среду вся моя семья заболела коронавирусом. А ни я, ни мой друг не заболели. И до сих пор не болею. Я уже сдал три анализа на коронавирус, у меня ничего нет: ни антител, ни болезни — ничего, в общем. Но у матушки и у всей семьи есть, то есть они болели коронавирусом. Опять же, я не знаю, может быть, так для них счастливо прошло, может быть, они всё-таки не имеют каких-нибудь отягчающих заболеваний, ну поболели и поболели. Конечно, чуть-чуть, может быть, тяжелее, чем обычный грипп, а может и не тяжелее, просто как обычный грипп. Погрипповали три дня и выздоровели, не умерли. Больше того, я ездил их причащать в это время. Получается, не такой уж он страшно заразный, что вот посмотрел на человека с расстояния сто метров и заразился. Ничего подобного. Я два раза с ними контактировал, я их исповедовал, я их причащал два раза за это время. И не заразился. Я надеялся, что заразился, что я, может быть, в этой форме переболел, но все анализы показали, что я не заразился и не заболел.
Так что я от коронавируса, наверное, выиграл. Также, мне кажется, выиграл и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Потому что он действительно стал очень благодатным Патриархом. Прям вот очень тихий, спокойный, благодатный.
Про дороги на Афоне. Вообще, если это сделала Богородица, то ей это стоило сделать достаточно давно. То есть, я, конечно, не указ Богородице, но от того, что там, на Афоне, происходило, все уже за голову хватаются. Дело в том, что эти дороги, такие современные, хорошие, делал Евросоюз. Для чего? Для удобства паломников, чтобы им было удобно перемещаться: приезжать, уезжать. Чтобы им было комфортно. Не ходить пешком, как раньше ходили. От монастыря до монастыря 5-6 часов. Мы один раз ходили. 19 часов шли. С одной стороны Афона на другую сторону. Ну, конечно, не непрерывно шли 19 часов. Мы там в один монастырь заходили, и привалы делали. Но вышли после литургии, в 3 утра, и пришли уже под вечер, к 8. Сколько там? В общем, мы считали, 19 часов получилось. Причём в 3 утра мы вышли уже после литургии, потому что литургия началась там в полвторого. Это в монастыре святого Павла на Афоне. Там самые ранние литургии. Начинаются в полвторого ночи. Сейчас они хоть выдохнут. И, кстати, Афон от коронавируса отдохнул. Там у них не было никого, всё закрыли. Ватопед, я знаю, закрылся. Они сидели и наслаждались постом, Пасхой. Впервые они одни сидели. Даже большинство трудников уехало на время карантина. То есть, только братия. Но это никак не связано с пандемией. Просто Богородица дала Афону передышку, чтобы они помолились спокойно. Сейчас дороги восстанавливают, но ещё далеко до восстановления. Был такой сильный потоп, что дороги просто сползли. Все плиты сползли, всё размыло, всё завалило камнями. Несколько месяцев вообще не трогали. Ну потому, что пандемия была, и некому трогать, все боялись заразиться, и поэтому Афон был закрыт. Но монахи, поверьте, чувствовали себя прекрасно в это время. Они и сейчас чувствуют себя прекрасно. Сейчас пока разрешили по 15 человек в день в монастырь пускать. Мне кажется, если бы оставили эту норму, на Афоне только выиграли бы. В конечном итоге выиграли бы мы, потому что они молятся за нас.
Поэтому ничего страшного не произошло. Как я в начале и говорил, что это даже не наказание, не епитимья, а просто время спроса. Господь просто спросил нас: «А что вы из себя представляете?»
Я знаю человека, который мне сказал: «Батюшка, я за время пандемии в общей сложности посмотрел 30 фильмов». Даже получается мало, потому что не каждый день смотрел. Я думаю, что есть рекорды и побольше. Если пандемия шла почти 3 месяца, то это уже 90 дней. 90 фильмов можно было посмотреть, если каждый день по одному фильму. А если по 2 фильма смотреть, то уже под 200. Ну что сказать? Молодец. Человек 30 фильмов посмотрел, очень обогатился. Я за это время прочитал порядка 30 книг. Считаю, что я больше обогатился. Потому что книги, за двумя или тремя исключениями, были не светские, а духовные. Ну и светские я прочитал 3 книги, давно хотел.
Так что, мои хорошие, пандемия только проявила суть. Как в своё время сказал епископ Серафим (я был на престольном празднике Преображения Господня у нашего благочинного москворецкого, отца Николая Кречетова, там тоже храм Преображения Господня), и вот он сказал, что Преображение — это не изменение, это выявление сути. Господь по сути был светоносным. Он по сути был весь одной божественной энергией. И когда он там преобразился, он стал белым. Если мы преобразимся, мы станем чёрными. Потому что мы во грехе живём, грехом питаемся. Поэтому Преображение — это не изменение. Не было такого, что Христос был серым, а преобразился и стал белым, и мы начнём сейчас меняться. Нет. Преображение — это выявление сути, природы. Просто Господь показал ученикам свою природу. Так даже в тропаре поётся, что это было прежде страдания, чтобы потом, когда они увидят страдания Христа, они поняли, что это страдает Бог, потому что они видели природу Христа. Божественную, светоносную, светозарную.
Так что пандемия ещё не совсем закончилась, эта истерика ещё продолжается. Поэтому ещё есть время тихо-спокойно жить, не выделяясь среди общества человеческого. Рестораны не открыты, можно время праздно не тратить в ресторанах. Спортивные мероприятия не открыты. Можно время не тратить на спортивных мероприятиях. И так далее. То есть можно заняться своей духовной жизнью.
(Чаепитие 25.06.2020)
3. Говорят, что мы живем в очень развращенном времени. Но ведь в наше время ценность человеческой личности больше, чем в былые времена. Уже не жгут на кострах, не секут крепостных, не рубят головы. Получается что времена добродетельны?
Да вот про то, что я и говорил. Конечно не жгут, не секут. Только раньше, кстати, на кострах-то вообще православные никогда и не жгли. Не надо тоже приписывать истинной вере то, что было не в истинной вере. Это инквизиция сжигала на кострах. А крепостных секли не по религиозным мотивам. Крепостных секли за то, что они не слушались, не хотели работать или просто от самодурства барина. Это уже совершенно не критерий религиозности. Поэтому о чем тут говорить? Если мы говорим о развращенном времени, то надо говорить о том, что да, сейчас блудят гораздо больше, чем раньше. И оправдывают блуд. Вы знаете, это ведь очень интересно. Я сам из Подмосковья, из Электростали. И когда я поступал в университет в 1989 году, в моем городе, - а это всего 40 км от Москвы, - тогда были еще крепкие семьи. Из всех моих знакомых на тот момент было, наверное, человека 3-4 у которых семьи распались, развелись, были вторые браки, ещё что-то. Из всех моих знакомых всего 3-4 человека. Когда я поступил в университет, я увидел, что в Москве по крайней мере у тех, кто со мной учился, почти у половины родители уже в разводе, или во втором, третьем браке. Я был в ужасе от этого, я был в шоке. Потому, что в 1985 году провинция и Москва были как небо и земля. Я отучился год, вернулся и вдруг узнал, что за это время, пока я учился, распались 7 или 8 моих знакомых семей. То есть пошел процесс, как бы сказать, разврата из Москвы, из столицы в провинцию. А сейчас, я думаю, что провинция даже и превосходит, потому что они смотрят те же телевизоры, те же программы, тот же интернет и то яд, который раньше должен быть дойти сначала из центра на окраину, теперь проливается одновременно дождем и там, и там. Ценность человеческой жизни совершенно не выросла. Она наоборот обесценилась из-за этого гуманизма. Сейчас не секут крепостных, не жгут на кострах, но в конфликтах умирает все больше и больше людей. В Америке один человек принимает решение, нажимает на кнопку и летят, и погибают сотни и тысячи людей. И они про ту же пробирку Хусейна говорили в ООН и трясли пробиркой: “Вот доказательства на Хусейна”. А тут сказали: “Ой, извините, мы пробирку сами сделали, просто чтобы провести свою операцию”. А точнее даже не сказали “извините”, они сказали: “Ой, а эта пробирка изначальна была поддельной”. Развалили целое государство. Человека казнили на основании того, что он им просто не нравился. Сделали подложную пробирку и всё, и ввели войска. Какая ценность жизни? Когда сейчас все это пространство лжется, извращается. О чем мы говорим? Какие добродетельные времена? И наоброт гомоскесуализм, извращения, - всё, всё поощряется.
(Чаепитие 17.12.2020)
4. Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к очкам виртуальной реальности и квестам с их применением? Некоторые квесты бывают с такими очками.
Да никак я не отношусь. Понимаете, все должно быть в каком-то, как вот то, что мы читали, то что мы говорили. Все должно освещаться нашими чувствами, нашим разумом распознаваться. Если в этих очках виртуальная реальность, я надену и будет там кровища, я не знаю, блуд, ужасы какие-то, то плохо отношусь.
А если, я надену и окажусь в Австралии, в которой я, наверное, никогда в жизни своей не буду, то почему бы нет? Почему бы не посмотреть на Австралию? Или почему не смоделировать мир, допустим, что я маленький и хожу внутри какого-то прибора, ну, я образно говорю.
Это все вопросы о том, что творит человек. Все сводится к топору. Понимаете ли, топором можно убить старушку-процентщицу и заодно еще Лизавету, а можно срубить бревна и построить дом, нарубить дров, и накормить и поселить людей, и дать им возможность жить. Поэтому, дело-то не в очках, а в том, что в эти очки увидишь и как ты к этому отнесешься?
(Чаепитие 11.01.2018)
5. Астрология – это запретная наука в христианстве?
Астрология – это не наука. Это – лженаука. Есть астрономия, которая занимается звездами, их расположением, их влиянием друг на друга. Мы понимаем, что звезды, луна, солнце влияют. Есть там всякие бури на солнце, магнитные, у меня болит голова. Есть приливы, отливы, луна в определенном месте находится, и поднимается вода в океанах и в морях. Есть астрономия – наука воздействия светил на нас, а астрология – это лженаука. У нее никаких фактов нет. Никто никогда не доказал, что созвездие стрельца, льва, водолея и что что-то там происходит. Я не читаю гороскопы, но еще до крещения когда я их читал, меня потрясало, что в один гороскоп можно запихнуть кого угодно. А я специально, когда уже стал верующим человеком, один был друг – математик, тоже МГУ закончил, и как-то, однажды, он решил задумал провести исследование. Он опрашивал людей, которые верят в гороскопы. Читал человеку гороскоп, вчерашний допустим, на этот день после того, как он прошел и отмечал, что сбылось, что не сбылось в гороскопе. Во-первых, там были противоречивые события написаны, во-вторых, мы оставляем за кадром, что, когда человек прочитал гороскоп, он отчасти себя этим гороскопом зомбирует. Он начинает действовать. Мне, допустим, написали, не уходи сегодня из дома, вот я и не ухожу из дома. Поэтому он и брал гороскопы, которые человек не знал, то есть он не прочитал. Подсунул, подчеркни, это вчера было написано, что у тебя было? И оказалось, что гороскопы сбываются на 1/3 на 30%. Это значит, что даже если просто пальцем да/нет угадывать это будет 50%. Я в этом увидел тоже волю Божию. Господь даже не дает им сбываться. Это даже хуже, чем просто да/нет, если случайным образом выбирать. У гороскопа вероятность хуже в 1,5 раза, потому что Господь не дает им осуществляться, сбываться. Он не дает им действовать, а люди в это верят. Забивают себе голову. Поэтому астрология - это вообще не наука. Поэтому «запретная наука» тоже нельзя сказать – это не наука, это просто шарлатанство, это придумка, это просто обман.
(Чаепитие 25.01.2018)
6. Может ли астрология принести вред человеку, который занимается ей профессионально во благо людей?
Астрология во благо людей невозможна, потому что никакого блага людям она не несет. В свое удовольствие, в свою пользу заниматься можно для обогащения или еще для чего-то. Я расскажу одну историю. Я, по-моему, уже рассказывал. Значит, может вы даже вспомните это какой год, потому что в этот год к нам приезжал Патриарх Алексий в Софию. Можно просто послать в Патриархию, узнать в каком году он приезжал к нам в Софию. Это была уже Страстная седмица. В Великую субботу Патриарх обычно объезжает приходы, чтобы освятить куличи, пасхи и поздороваться с прихожанами, поучаствовать в жизни прихода чуть-чуть. А до этого, практически с начала Великого поста меня две сестры, которые ходили к нам в храм, очень просили приехать и пособоровать их маму. Их мама лежала в больнице уже продолжительное время в коме и никак не могла из нее выйти. Долго она лежала в коме, около 3-4 месяцев. И они попросили ее исповедовать, причастить, но я сказал, что невозможно людей в коме исповедовать, причащать, но можно пособоровать. Так отец Иоанн Крестьянкин благословлял. Вот понимаете, вообще для священника большой грех, смертный грех, если человек уходит без напутствия, без причастия, без исповеди и священник в этом виноват. Если не захотел, поленился или поехал, но поехал не вовремя. Меня сегодня попросили, а поехал послезавтра, а за это время человек умер. Это большой грех будет на священнике. Соборование не так, как исповедь и причастие, но тем не менее. Я старался, но все так складывалось, что я никак не могу поехать. И в конце концов уже Великая суббота, думаю, ну всё, надо до Пасхи решить этот вопрос, потом после Пасхи тоже все закрутится и вообще всё будет непонятно. Всё, поеду! Выехал из храма, и как раз мне позвонили, чтобы я возвращался обратно, так как приехал Патриарх. Все были на месте:настоятель отец Владимир был и все другие священники. Я думаю: “Ладно, пока я вернусь, развернусь, Патриарх уже уедет, ненадолго же приезжает”. Я поехал все-таки соборовать её. Приехал в больницу, прошел в палату, начал соборовать. Читаю молитвы, канон читаю. Первый раз начинаю ее помазывать. Вы знаете, вот, лежит человек в коме, то есть безо всякой связи с внешним миром, не шевелится. Но в реанимации они все привязаны лежат за руки, за ноги на всякий случай. Потому что мало ли будут какие-то движения, чтобы трубки не вырвать и так далее. Она в глубочайшей коме. Начинаю ее помазывать, и такое впечатление, что я живого человека пытаю раскаленным железом. Я пытаюсь к ней прикоснуться кисточкой с маслом, она начинает вообще просто извиваться. Ко лбу - начинает головой мотать. К груди - начинает всем телом, руки, ноги, ну ноги не помазываются, руки тоже, просто она извивается. В результате две сестры ее держат, две дочери держат, я ее помазываю. Первый раз помазал такое было. Все семь раз она каждый раз извивалась как будто к живому человеку в сознании прикасался словно раскаленным стержнем, прутом. Я вышел, говорю: «Слушайте, у меня такое впервые в жизни было».
А до этого, я рассказывал тоже буквально, это было на контрасте. Буквально за полгода до этого разбились одни наши прихожане. Муж ничего, а жена впала в кому. И она тоже лежала в коме, и я тогда приехал, а тогда я только священником стал недавно, ещё опыта такого нет, непонятно что и как. Как вы знаете, на соборовании принято с двух сторон руки помазывать. Человек лежит, руки привязаны. И думаю, как ее руку поворачивать? Со мной приехал муж, регент наша, то есть свидетелей там хватало, врач там был. И когда я дошел до помазания, помазал ей с одной стороны руки, я вот так вот замер, потому что у меня в одной руке пузырек, в другой руке кисточка и, соответственно, надо поставить пузырек, чтобы свободной рукой перевернуть руку и помазать с этой стороны. Пока я раздумываю что мне делать, она берет сама и руки раскрывает, чтобы я мог помазать. Я помазал, она руки положила обратно. Понимаете, другая реакция. Человек в коме, но он хотел собороваться, а вот этот человек явно не хотел. Я спрашиваю, что с вашей мамой, кто она такая? И они так, под давлением, вынуждены были сказать, что она - любимая ученица Павла Глобы. Как раз астролог. И тогда я понял, почему всё это не складывалось. Почему Господь не дал ей причаститься. Она так и не пришла в сознание. Так и умерла без напутствия. А с другой стороны даже не знаю, хотела бы она исповедоваться, причаститься, если бы пришла в сознание. Это же дочери за неё решили. Дочери продолжили ходить в храм какое-то время, достаточно маленькое до 40 дней. Потом вдруг приходит старшая дочь и говорит: “Мне явилась мама во сне и передала мне свой дар. Теперь я могу составлять гороскопы, я пошла к Глобе учиться”. Ну и всё, дальше она пошла к Глобе учиться, больше я с ней не контактировал.
Вот вам пример, который может принести астрология. Пример вреда, который может принести астрология человеку. Не тому, на кого они там составляют, а самому этому человеку душу погубить.
(Чаепитие 25.01.2018)
7. Почему церковь не благословляет делать женщинам ЭКО?
Потому что это противоречит нравственности и основам церковного вероучения. Все дело в том, что в ЭКО, во-первых, возникают вопросы о том, как берется мужское семя. Берется оно греховным образом, получается. Мужчину провоцируют на грех. Во-вторых, сразу берется несколько яйцеклеток, они все оплодотворяются и часть из них замораживается, часть из них «подсаживается» в организм женщины.
Потом, как происходит в 99% случаев: подсаживают сразу несколько эмбрионов, и если все прижились, некоторых убирают, некоторых оставляют. Редкая женщина согласна, если все пятеро эмбрионов прижились, всех пятерых рожать. В основном дают согласие, чтобы четверых или троих из них убили - совершается аборт. Понимаете, что Церковь не считает, что в браке любой ценой должен быть ребенок. Есть вполне законный момент: если пара хочет иметь ребенка, но не может сама родить, можно взять из детского дома, можно кого-то усыновить или удочерить. И это будет не греховный способ. А какая разница, родители не те, кто родили, а те, кто вырастили, воспитали, подняли на ноги, вырастили его. Отчасти, это такая гордыня, хочу именно своего, и мне все равно, что и муж нагрешит и жена нагрешит. Поэтому ЭКО, конечно, Церковью не благословляется.
8. Об НЛО
Есть такой труд Серафима Роуза. Он называется “Православный взгляд на НЛО” - исследование такое. Был такой американец православный, очень благочестивый, духовный. Он занимался такими актуальными вопросами современности. Он такую мысль проводит и доказывает ее, что по мере уровня развития человечества бесы тоже адаптируются. Люди верили в средневековье в драконов, в пегасов, вот бесы и являлись в виде драконов. Сейчас мы верим в пришельцев космических, они нам и являются в виде НЛО или человечков зеленых. Он проводит анализ средневековых видений, от которых остались источники, или современных, когда НЛО являлись или инопланетяне увозили куда-то кого-то. И он приходит к выводу, что все это одни и те же бесовские силы, которые поменяли свою окраску. Как автомобили в начале двадцатого века, в середине двадцатого века и в начале двадцать первого века совершенно разную форму имеют. Колеса хоть и круглые, но сначала как у телеги, а сейчас с хорошей резиной. На самом деле все меняется.
9. Правда ли, что сны – это не от Бога?
Как сказать… Мы из Священного Писания часто видим, что Бог является во сне. Например, Иосифу Обручнику, мнимому мужу Пресвятой Богородицы и мнимому отцу Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому нельзя сказать категорически, что сны не от Бога. Но святые отцы учат, что область сна – это больше область лукавого. Даже по себе мы можем судить, что больше снов снится каких-то дурных, нехороших, страстных, злых, жестоких, чем благостных и хороших. Православной традиции свойственно недоверие снам. Можно даже привести в пример обретение Казанской иконы Божьей Матери. Когда девочке трижды являлась Богородица во сне, говорила определенные вещи, это докладывали священнику, архиерею - причем не простому, а будущему Святителю Ермогену - и они оставляли это без внимания, отсылали от себя. И уже на третий раз, когда было явление, девочка с матерью обрели икону – чудотворную икону Казанской Божьей Матери. Это показывает отношение ко снам – недоверие. Лучше ждать, пока Господь приснится или пошлет сновидение второй или третий раз, вразумит, чем обмануться. Это касается не только снов, а в принципе всех явлений. Я рассказывал на прошлом чаепитии про отца Афанасия, которому трижды звонила Пресвятая Богородица? И тоже в первый раз он совершенно не поверил, второй раз не поверил, и только на третий раз он поступил так, как хотела Пресвятая Богородица. И в этом нет оскорбления величия Господа или Богородицы. В этом осторожность монахов, христианина. В этом трезвенное отношение к явлениям. Поэтому снам мы не верим.
Наверх к оглавлению