Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

<< Назад к списку тем
 


ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Какое качество, какие свойства должны быть в отношениях между девушкой и юношей, которые позволяют создать благочестивую семью?

2. Можно ли давать ребенку деньги, если он помогает родителям в работе?

3. Как объяснить современному человеку, что не хочешь жить в блуде?

4. Важно ли называть ребенка по святцам? Как правильно это делать? И можно ли называть в честь святого по старому стилю?

5. Стоит ли крестить бабушку, если она верит в высшие силы, но грехов своих не понимает?

6. Прокомментируйте, пожалуйста, «И враги человеку домашние его». Как вести себя по отношению к домашним, если в отношениях присутствует грубость, непонимание, напряжение, превозношение, насмешки?

7. Отвержение семьи и мира может привести к любви или способствовать этому, или является условием?

8. Сын – наркоман. Как благословите за него молиться? Есть ли особые молитвы или читать канон за болящего? Уже какие только молитвы не читали.

9. Сейчас наши дети маленькие, 3 и 6 лет, и принимают церковную жизнь по моему примеру, но я беспокоюсь о том, что отец для них не является примером и что они, подражая ему, начнут отдаляться от Церкви. Дайте, пожалуйста, совет в воспитании детей, когда только один из родителей является воцерковленным.

10. Муж не хочет носить крестик. Как его уговорить?

11. Как Вы относитесь к телесным наказаниям детей? Правильно ли это? С христианской точки зрения можно ли таким образом проявлять любовь к ребенку? Или же это всё неправильно? Как защитить ребенка от другого взрослого не справляющегося с самообладанием?

12. Как привлечь к вере и христианскому образу жизни родного брата? Ему 19 лет, ходит в клубы и имеет вредные привычки.

13. Отвечают ли дети за грехи родителей?

14. Распространяется ли пост на супружеские отношения в святочные дни? Как это объяснить мужу? Пост прошел, а опять нельзя.

15. Какого молодого человека лучше выбрать в мужья? Религиозного или нет, притом, что оба зовут замуж и оба нравятся. Считаю, что лучше воцерковиться нерелигиозному, верно ли?

16. Как вы относитесь к бракам, где супруги имеют разное вероисповедание?

17. Если люди, мужчина и женщина, повенчаются в церкви, потом через несколько лет разведутся, и бывшая жена захочет снова замуж за другого?

18. Нашла дома фотографии, которые хранит мама. Там усопшие родственники в гробах во время захоронения. Можно ли хранить такие фотографии?





ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ



1. Какое качество, какие свойства должны быть в отношениях между девушкой и юношей, которые позволяют создать благочестивую семью?
Любовь должна быть. И целомудрие до брака. 

Святые отцы говорят, что залог будущих счастливых семейных отношений – это целомудрие до брака. И поверьте – те юноши и девушки, которые не воздерживаются до брака, себя обкрадывают. Во многом обкрадывают. И надо стремиться к благочестию и целомудрию. 
Ну а свойства и качества - мы все настолько разные... Надо понимать, что брак строится на любви. Не на удобстве, не на комфорте, не на похоти тем более или на богатстве жениха или невесты, не на жалости или желании отомстить кому-нибудь, типа «выйду замуж назло за другого человека»… Такого, конечно, не должно быть. Брак строится на любви. 
Хотя недавно у нас была такая дискуссия… Ведь раньше счастливых браков было гораздо больше. Допустим, до революции. Часто родители решали судьбу своих детей. То есть они просто определяли, сватали друг за друга, и все. И часто молодые до брака особо друг друга не видели. Ну или видели, но не испытывали симпатии… Фраза есть такая – «стерпится – слюбится». Наверное, если у человека ответственное отношение к браку, если он понимает, что этот брак один на всю жизнь, то… Вот представьте, что вы где-то стали работать. И понимаете, что это единственная работа на всю вашу жизнь, что другой работы нет. Наверно, вы научитесь строить отношения со своими коллегами, начальством. Где-то вы промолчите… Не драться же каждый день на работе! Не ждать же, когда начальство увидит эти драки и уволит… Поэтому человек будет как-то выкручиваться. 
Есть такой философ Розанов Василий Васильевич. У него был очень несчастный брак, он пытался получить развод от жены и не мог. Он говорил, что брак – это когда кошку и собаку засунули в один мешок, завязали и сказали: «Живите мирно!»
Но я думаю, что и кошка с собакой в мешке со временем договорятся. Если кто-то кого-то не съест с самого начала. Был такой момент при высокой христианской нравственности, что браки создавались не по любви. 
Но сейчас мы свободны, к тому же, заражены гордостью, амбициями и так далее, поэтому, конечно, если нет любви, если кто-то сомневается в своей второй половине, то, как бы вторая половина не любила, не стоит… Нужно убедиться в начале, что любовь взаимная и что она есть.

2. Можно ли давать ребенку деньги, если он помогает родителям в работе?

Непростой вопрос. Зависит от взаимоотношений родителей с ребенком, возраста ребенка, объема помощи. Я никогда своим детям за помощь деньги не предлагал. Был друг, который давал деньги детям за оценки. С одной стороны, ребенка нужно поощрять, но нужно делать в ответ что-то хорошее и доброе. Например, ребенок помог и хотел давно в Макдональдс сходить, вместо денег лучше в Макдональдс сводить. В целом, я скорее ответил бы отрицательно, чем положительно, но по-разному бывает, ситуации разные, конечно, бывают, разные особенности, разный достаток. Например, моей дочери 20 лет, и до сих пор у нее нет карманных денег, я даю на что-то. Не могу сказать, что они несчастные растут, считают папу самым лучшим на свете. Надо воспитывать детей и объяснять, что есть определенные нужды в ближайшее время, потом будет полегче.

(Чаепитие 20.08.2020)

3. Как объяснить современному человеку, что не хочешь жить в блуде?

А мне кажется, что тут надо не объяснять, а жить просто, то есть не жить в блуде. По крайней мере могу сказать про себя, про свою ситуацию. Когда я начал встречаться со своей матушкой, будучи ещё студентом 1 и 2 курсов (нам было по 17-18 лет), ни слова не было, что возможны какие-то отношения, то есть она это даже не озвучивала, это было невозможно, и всё. И, кстати, это очень привлекало, потому что такая внутренняя чистота, другое ощущение от человека было совершенно. И она была цельная, ведь целомудрие – это не только телесная чистота, целомудрие – это цельность мудрования, целостность мыслей, цельность человека. Она была целомудренная, она была цельная. В том числе она была физически целомудренной, и она никак мне не объясняла. Просто вела себя так, что к ней нельзя было притронуться, даже притронуться. Это было не ханжество, это была её цельность. Знаете, как шар металлический, его каким боком не положи, он всегда круглый, нельзя положить так, чтобы он как-то боком лежал или криво лежал; шар всегда будет лежать ровно, чтоб ты с ним не делал, потому что он цельный, потому что он идеальный. У него форма такая- идеальная; вот куб ли треугольник можно положить так или сяк, на какую-нибудь грань поставить, а шар всегда одинаково лежит. Поэтому ничего никому не надо объяснять, просто вести себя так, что это невозможно, что ничего не будет до законного брака. Хочешь развития отношений – ухаживай, делай предложение. Я больше того считаю, что до брака больше должна выбирать девушка, женщина, потому что она выбирает себе голову, и ведь можно со своей дурости выбрать дурную голову, или голову жестокую, или голову развращенную, или голову гордую, а потом мучиться. У меня был такой эпизод, когда ко мне приходит девушка и говорит: «Батюшка, не знаю, что делать, в брак вступила, два месяца терплю, уже сил нет, муж пьет, что мне делать?» Я спрашиваю: «А до брака вы сколько встречались?» «Месяц». «Здорово! А до брака муж пил?» «Ну да, пил». «А чего вы хотите? Он и в браке будет пить». «Я думала, что он в браке не будет пить». «Почему, если он до вас 20 лет пил, почему он в одночасье после брака бросит пить?» Такой очевидный пример, очевидная страсть. А ведь есть и приобретенные страсти: может, выходили вы замуж за вполне хорошего человека, а у него стали развиваться какие страсти – гордость, сребролюбие, что угодно. И что? Вы должны быть не просто участницей брака, быть не просто в супружеских отношениях, а быть участницей духовного брака, брака во Христе. Когда мы венчаемся, мы приглашаем Христа на брак свой, как в Кане Галилейской (не зря читается Евангелие про Кану Галилейскую). Тогда Христос пришел на брак своего апостола Симона. И, когда мы приглашаем Христа на свой брак, мы его кем приглашаем? Просто посмотреть и уйти? Или просто поприсутствовать, попраздновать, и всё, Господи, мы сами. Нет, приглашаем мы его первым быть в браке. В браке первый не муж, в христианском браке первый – не муж, первым является Христос. Муж – второй, а третья – жена. Вот такое получается строение брака. И, если первый Христос, то всё очень просто и всё понятно. Если первый – муж, второй – Христос, потом жена, то это – несчастье. Если первый – муж, вторая – жена, а третий – Христос, а, может, его даже нету, — это ещё печальнее. Или первая – жена, а потом уже Христос и муж. Поэтому надо ничего не объяснять, а просто надо не жить в блуде, и всё. Просто не живите в блуде, и всё. А если он захочет узнать, что такое христианство и почему христианство говорит, что не надо жить в блуде до брака, то можно объяснить, потому что у нас очень связаны физический мир и духовный мир, материальный и духовный. Ещё раз повторю слова Господа: «Где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Если мое сокровище в плоти, в чреве, то не будет в сердце Христа. Сердце будет стремиться к плоти и чреву. Вот это надо объяснять. Главное различие наше с невоцерковленным неверующим современным человеком не в том, чтобы жить или не жить до брака, а главная наша разница в отношении ко Христу. А про пост почему вы не спрашиваете, как объяснить ему, что надо поститься в среду и пятницу? Или этим можно пренебречь? А что важнее – пост или чистота телесная? Одно с другим очень связано, потому что и то и другое освобождает дух и дает ему возможность воспарить, потому что и то и другое – это, простите, гигиена плоти, тела. И пост, и отношения какие-то супружеские. Поэтому я считаю, что ничего не надо объяснять, просто не жить, и всё.

(Чаепитие от 31.05.2020)

4. Важно ли называть ребенка по святцам? Как правильно это делать? И можно ли называть в честь святого по старому стилю?

Сошлюсь на отца Иоанна (Крестьянкина). Он благословлял называть ребенка по принципу “плюс-минус пять дней от рождения”. Родился у вас ребенок, берете пять дней в одну сторону, пять дней в другую, и именем, которое вам нравится, его называете. Если подходящего имени нет (бывают такие периоды), особенно, если девочки рождаются, мало женских имен или они совсем не устраивают - то плюс-минус 15 дней. Никто вам, конечно, слова не скажет, если вы назовете ребенка как вы хотите.
Бывает так, что семья особенно почитает какого-то святого. У меня был период, когда я ездил в Антониево-Сийский монастырь, и я был уверен, что если у меня родится мальчик, то я назову его Антоний. Мальчика у меня с тех пор не родилось, поэтому Антонием я не смог назвать. Но назвал бы, потому что уж очень почитал этого святого.
Можно ли назвать в честь святого по старому стилю? Так Церковь и живет по старому стилю. Если вы откроете православный календарь, то увидите, что там идет соединение старого и нового стилей. Называть по святцам это, на самом деле, послушание Церкви. Когда родился, так и называем, как учит Церковь.

5. Стоит ли крестить бабушку, если она верит в высшие силы, но грехов своих не понимает?

Мы крестимся не во имя высших сил, а крестимся во имя Иисуса Христа, поэтому, конечно, с бабушкой надо разговаривать. Стоит ли крестить, если она ничего не понимает? Сложный вопрос. Если у вас есть намерение сделать ее христианкой, если вы будете ею заниматься, трудиться над ее душой день и ночь, сколько ей осталось дней, то мы же крестим младенцев, которые даже в высшие силы не верят, мы крестим их по вере приносящих, то есть по вере родителей, или крестных родителей. Младенцы тоже не понимают. Надо беседовать, всё рассказывать, пояснять. Поэтому тут должен быть не просто очевидный ответ «да, крестить» или «нет, не крестить». Должна быть работа с бабушкой. Такая полноценная работа. Объяснения: кто такой Бог, во имя чего мы крестимся, для чего мы крестимся, почему сейчас ей уже необходимо креститься, потому что ее дни сочтены. Может быть, у вас молодая и здоровая бабушка, и проживет больше, чем я, но тем не менее, я бы, конечно, переживал бы. У матушки был некрещеный дедушка, Спартак Тимофеевич, и пока она его не покрестила, а крестился он уже в 89 лет, он был учеником академика Курчатова, любимым его учеником, долгое время с ним работал, сам был академиком, очень заслуженный ученый и в Советском Союзе и в России, был ректором Новосибирского государственного университета и был некрещеным. И вот матушка предпринимала разные попытки и усилия, чтобы его покрестить. В конце концов, она спросила отца Ефрема, что делать, и он посоветовал сказать дедушке: «Дедушка, вот ты не хочешь креститься, но ради меня крестись, пожалуйста! Я переживаю, где ты там будешь: в Царствии ли Небесном или еще где? И хоть ты в это особо не веришь, я хочу быть с тобой». Дальше произошло чудо, как только она к нему с этим подошла, он тут же согласился и сказал: “Да, хоть сейчас!” Поскольку мы боялись, что он передумает, я дома тут же взял и его покрестил. Само чудо началось, когда я его покрестил. Я зашел в свою комнату и решил подарить ему какие-то книжки. Конечно надо подарить Евангелие, “Несвятые святые” (как раз тогда только появилась эта книга), книгу Аввы Дорофея, еще какие-то книги выбрал. Вышел и говорю ему, что хочу подарить книги. Увидев Евангелие, он сказал, что он Евангелие читает уже много лет, оно является его настольной книгой и он хочет в нем разобраться. “Несвятые святые” он тоже читал и ему понравилось. Авву Дорофея читал два раза. Вот что, значит ученый, пытался разобраться. Я спросил его, почему он раньше не крестился, на что он сказал, что у него было пару сомнений, что он внутри себя уже принял христианскую веру, но были некоторые сомнения. А когда матушка Настя подошла с такими словами, он понял, что для него это уже никакие не сомнения, что он потом с ними разберется, и что это не мешает ему стать христианином. Мы были просто в шоке, что человек подошел к христианству научным путем. Он умер три года назад, в 94 года. 

(Чаепитие 13.08.2020)

6. Прокомментируйте, пожалуйста, «И враги человеку домашние его». Как вести себя по отношению к домашним, если в отношениях присутствует грубость, непонимание, напряжение, превозношение, насмешки?

Господь в Евангелии сказал: «Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его». Мы это видели и в житиях святых. “Враги человеку - домашние его”, это конечно, по отношению ко Христу. Тот диапазон, о котором мы читали у Силуана Афонского: любовь к Богу до ненависти к себе или любовь к себе до ненависти к Богу. Вот посередине есть ещё ближние, самые близкие люди, самые хорошие: это родители, дети, братья, сестры, тёти, дяди, бабушки, внуки, самые близкие друзья, с которыми пуд соли был съеден. Вот встречается нам на пути Христос и дальше становится вопрос «ребром»: за кем ты пойдешь. Как часто наши ближние не понимают наше хождение в храм, наши посты, наши увлечения. Как-то в университетские годы один мой друг мне сказал: «Лучше бы ты с нами бухал, чем в храм ходил». Это, наверное, такое предельное откровение, которое может себе позволить мир по отношению к человеку. Миру или дьяволу, который стоит за этими словами, лучше, чтобы человек погибал, чем спасался. И таким орудием для погибели дьявол может выбрать близких и родных, если они не разделяют его взгляды. Это не значит, что мы их должны ненавидеть, ни в коем случае не отвечать злом на зло, насилием на насилие. Терпите пренебрежение, терпите насмешки, терпите непонимание, сами не превозноситесь, сами старайтесь быть сдержанным, мудрым человеком. Непонимание? Конечно, непонимание, потому что Христа нельзя понять умом этого мира, Христос познается любящим сердцем. Конечно, они желают, чтобы вы «бухали» а не в храм ходили. Удивительного в этом ничего нет. Это очень тяжелая проблема, очень тяжелая дилемма для человека, как с этим поступать. Господь сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Это слова Евангелия, это говорит любящий Отец, Бог, и таких слов в Евангелии миллион, значит, Христос показывает, что разделение проходит даже до такого. Очень интересно говорит апостол Павел: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его». Если они не согласны жить, то по логике апостола Павла, можно и расходиться. Но конечно, Церковь всеми силами пытается удержать, сохранить семью. Множество разделений было, когда кто-то верит, а кто-то не верит. и не только между мужем и женой, но и между отцом и сыном, матерью и дочерью, и так далее. К примеру, я хочу жить как христианин, а родители не хотят жить как христиане, что я могу с этим сделать? Допустим, они бросают пост, что я могу с этим сделать? Я это не принимаю, а они это не принимают, что я продолжаю поститься. Они же будут понимать, что они отступились и предали то, что раньше считали своим жизненным кредо. Так что нам нужно терпение, смирение, любовь. Мы должны больше заниматься своими ближними, больше уделять им внимание, должно быть больше самопожертвования, тогда мы чего-то достигнем.

(Чаепитие 13.08.2020)

7. Отвержение семьи и мира может привести к любви или способствовать этому, или является условием?

Тут же не просто отвержение семьи, мои хорошие. Вот у меня семья, дети, и я скажу, всё, я отвергаюсь из семьи, уезжаю там, не знаю, на Дальний Восток или на тот же Афон. Это не будет христианским поступком. Это будет наоборот, эгоизмом, самоволием, самолюбием. Имеется в виду, что отвержение семьи в другом. Не ставится необходимое условие взять вот всем отвергнуться от семьи, это все семьи сейчас развалились бы, прежде всего у священников развалились бы семьи, потому что священники больше должны выполнять закон Христов. И если бы закон Христов был буквальным, то у священников и не было бы семей. Вот на этом основании те же католики объявили целибат полный, полное воздержание от брака священства, но при этом придумали тот же конкубат, так называемый, это если священник не может без женщины, то позволяется, как исключение, какая-то связь ему. Но это просто блуд с точки зрения православной семьи и брака, это недопустимо, конечно. То есть они официально не говорят про конкубат, но допускают, мол, ничего страшного. Вот у меня, допустим, есть дети, о которых я забочусь, а я сейчас говорю им: “Всё, сами о себе заботьтесь, а я пойду в монастырь или уеду в другой город, или в другую страну” и отвергся их. Или родители у меня престарелые, о которых я должен заботиться, а я скажу: “Нет-нет, вы давайте сами там как-то выкручивайтесь от голода и болезней, а я пойду от мира отвергаться…” Конечно, не в этом заключается отвержение от мира, имеется в виду духовное отвержение от всего этого, то есть, на первом месте у меня должна быть не семья, а Христос. А вот если Христос будет на первом месте, то все остальное будет на своем месте. И семья займет достойное место. Во Христе я по настоящему только смогу любить свою жену, и детей, и родителей, и своих друзей. Поэтому настоящее, христианское отвержение мира приводит к любви и способствует этому, и является условием приобретения любви. Всё сразу: это и причина и следствие - всё сразу. Но именно христианское, а не просто такое математическое “вот сейчас возьму и не поеду домой к себе больше”, и всё, и отвергся от своей семьи, живите, как хотите, знать больше вас не хочу.  Но это совершенно не христианский поступок, это совершенно будет наоборот, антихристианский поступок. 

(Чаепитие 17.09.2020)

8. Сын – наркоман. Как благословите за него молиться? Есть ли особые молитвы или читать канон за болящего? Уже какие только молитвы не читали.

Да, тяжелая ситуация, и молиться обязательно надо. Мы каждую пятницу читаем такое молебное пение о страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и игромании. Как за него молиться? Горячо за него молиться, искренне молиться. Кому будете молиться – опять же вопрос второй. Какой молитвой будете молиться – вопрос второй. Вопрос первый – как вы сознательно будете молиться и сколько вы сил готовы на это тратить, сколько вы хотите к этому сил приложить. Можно читать просто Иисусову молитву за сына своего. Можно читать «Богородице Дево, радуйся». Можно читать «Отче наш». Можно читать 90 псалом, можно читать Псалтирь всю. Можно читать канон, можно читать акафист, всё, что угодно, можно читать. Можно читать одному святому, можно читать другому святому. Главное – что вы при этом вкладываете. Если вы читаете просто, как заклинание, как «приворот-отворот» (да, слышал, что Святитель Николай очень помогает, сейчас прочитаю ему акафист. И, Святитель Николай, ты просто должен моему сыну как-то помочь, ты должен что-то сделать с моим сыном, я же прочитала тебе, а ты должен теперь). Святые откликаются на нашу любовь. Не на должен, не на то, что я прочитал, а потому что я люблю, потому что я тружусь, я хочу измениться, и хочу помочь другому человеку. Вот тогда святые откликаются, отвечают. Я всегда советую, что, если вы хотите о ком-то помолиться, о чем-то помолиться, вы не бегайте, выпучив глаза, и не ищите, кому надо точно помолиться, чтобы это помогло; а молитесь тому святому, которого любите. Любите вы больше всего святителя Николая, молитесь святителю Николаю, любите Богородицу, молитесь Богородице. Любите малоизвестного святого, молитесь ему. Я уже рассказывал про одного из своих любимых святых, Антония Сийского, я помню, что я в какой-то момент молился ему во всех нуждах, вообще во всех нуждах, постоянно молился, и я знаю, что он мне помогал. Он не входит ни в десятку, ни в сотню самых великих и известных святых, он там не какой-то очень сложной жизни человек, очень там образован или молитвенный или ещё какой-то там, очень чудотворец, очень много воскресил мёртвых, да нет, он очень типичный русский святой, с русского Севера, из Архангельского края, который спасал свою душу и потихонечку от своего опыта наставлял учеников, своих монахов. Он святой, и у него есть двенадцать учеников, тоже святые. Он не только сам дошел до Царствия Небесного, но довел и своих учеников каких-то, не всех, наверное, довёл, кто-то слушал, кто-то не слушал. А те двенадцать довели ещё кого-то, может быть, по двенадцать, а может, по одному, а может, по сто – это неважно.
Так вот молиться надо тому святому, которого любите. На Афоне практически во всех случаях они молятся Богородице, вот они любят так Богородицу, они почитают, считают свою землю вообще уделом Пресвятой Богородицы. И всё у них решается. И экономические вопросы решаются, к примеру, в великой Лавре или Хиландаре; и какая-то защита от внешних врагов, как в Ватопеде: семь чудотворных икон, которые почти все рано или поздно защищали монастырь от каких-то внешних бедствий. И так далее. А где-то там, может быть, монастырь Святителя Николая, там все собрались, которые любят особо Святителя Николая. Не на Афоне, а где-то там. Есть монастырь Великомученицы Екатерины, там они её очень почитают и во всех нуждах молятся ей. Поэтому надо помочь сыну молитвой, это безусловно. Порой молитва остается единственным средством помощи и воздействия на ближнего нашего, но при этом должна быть определенная молитва, качественная молитва.

(Чаепитие от 31.05.2020)

9. Полтора года назад я с сыновьями присоединилась к приходу храма Преображения. За десять лет с момента Венчания с моим супругом он так и не стал церковным человеком. Сейчас наши дети маленькие, 3 и 6 лет, и принимают церковную жизнь по моему примеру, но я беспокоюсь о том, что отец для них не является примером и что они, подражая ему, начнут отдаляться от Церкви. Дайте, пожалуйста, совет в воспитании детей, когда только один из родителей является воцерковленным. И ещё подскажите, пожалуйста, как быть с приучением детей к посту и подготовке ко Причастию в плане пищевых ограничений, если второй родитель против? Пока я пощусь одна, а с детьми мы только читаем на одну молитву больше в пост и пытаемся учиться делать добрые дела.

Конечно, эта ситуация тяжелая, и больше того – как показывает практика, на каком-то этапе дети очень часто выбирают сторону невоцерковленную. Будь это отец невоцерковленный или даже невоцерковленная мать при очень верующем воцерковленном отце, потому что так проще, и дети, которые ещё с детства не приучились к труду и не вкусили каких-то особенных даров благодати Духа Святого, выбирают, как проще. По своим детям могу сказать. Вроде мы оба верующие, но вижу, как порой им тяжело сделать выбор между, простите, съесть сосиску и завтра причащаться. Казалось бы смешно, а вот у ребенка на каком-то этапе это не смешно совсем, потому что сосиска лежит здесь вот, пахнет, она вожделенна. А там тоже Ева и Адам могли подождать и не есть с древа познания добра и зла этого яблока, но они не стали ждать, они взяли и съели. Поэтому это естественное течение событий, главное – в них вложить семена. Как говорил отец Иоанн Крестьянкин, что мы верим, что если ребенок с детства исповедовался и причащался и был в Церкви, то как бы не носила его житейское море, он вернется в тихую гавань Церкви. Он вернется.
Маленькие детки действительно очень охотно подражают именно церковности, а потом подростками начинают охотно подражать нецерковности. Но семечки в них попадают. Опять же скажу, как и всегда говорю, что меняться надо самой. И больше, наверное, бороться за душу мужа, чем даже за души детей. Потому что, если вы найдете с мужем единство, то и детки будут расти в этом единстве, будут в любви, в вере. Но это не значит, что детей надо бросить. Детям надо рассказывать, показывать, показывать свою веру. Если вера ваша будет привлекательной, тогда и детям будет проще за вами пойти. Я, к сожалению, должен начать прерываться. Про пост я скажу, что отец Иоанн Крестьянкин благословлял детей поститься с 2,5-3 лет. И без каких-то исключений. Давайте я с этого вопроса в следующий раз начну, чтобы поподробнее на него ответить. Вопрос важный, у нас детей много достаточно, не хочется обрывать его на полуслове.
Я с вами тогда уже прощаюсь. И до следующего чаепития. Храни вас Господь!

(Чаепитие от 31.05.2020)

10. Муж не хочет носить крестик. Как его уговорить?

Может не надо уговаривать. А что это даст? Ну, уговорите Вы его, будет он носить его как амулет, или как оберег, или как что-то еще, будет носить как тяжкую обязанность. Что это даст-то? Мы крест носим, потому что мы на него уповаем, потому что это наша победа, это наше знамя. Почему впереди полка воинского идет знаменосец? Потому что все смотрят: куда идет знамя, туда идут сами, туда в атаку устремляются и знамя всегда впереди. Он - первенец из мертвых. Он - первый воскресший из мертвых. Он - Бог, который ведет за Собой свое малое стадо. Поэтому мы носим крест. Если для мужа Христос - не Бог, то зачем ему носить крест? Как оберег? Ну, заставите Вы его носить, дальше что? Можно заставить его четки в кармане носить, но если он не будет молиться по четкам, то это бесполезно, это просто куча узелков у него в кармане лежит и всё. Можно икону ему положить, но если он не видит в иконе первообраза, если он смотрит на икону даже с точки зрения эстетизма. Я знал людей, которые собирали иконы, но собирали, потому что век древний, потому что красивое письмо, потому что эстетически красиво. Но они перед этой иконой никогда не молились. Что для них икона? Это получается настоящее идолопоклонство. Для них икона - это доска и краски. А для нас икона - это первообраз. И может быть даже икона бумажная, а дороже моему сердцу чем икона Андрея Рублева в Третьяковской галерее. Понимаете? Не заставляйте носить крестик, Вы покажите ему свою веру, своего Христа, своего Бога покажите, покажите свое упование на Бога, покажите как Бог меняет Вашу жизнь, как Вы ради Бога меняете свою жизнь. Может, тогда ему захочется самому крестик надеть, и он будет просить Вас принести ему этот крестик надеть. А уговаривать я не вижу смысла. Правда, совсем не вижу. Крест - это не оберег, крест - это не амулет.

(Чаепитие от 01.05.2020)

11. Как Вы относитесь к телесным наказаниям детей? Правильно ли это? С христианской точки зрения можно ли таким образом проявлять любовь к ребенку? Или же это всё неправильно? Как защитить ребенка от другого взрослого не справляющегося с самообладанием?

Отец Иоанн рекомендовал наказывать детей телесно. И Священное писание Ветхого завета говорит в книге Соломона: «пожалеешь розгу – потеряешь сына». Сейчас такое у нас общество с ювенальной юстицией, что нельзя так детей воспитывать. Очень хорошая шутка ходила по интернету, «после двух недель самоизоляции все, кто говорили буду воспитывать ребенка творчески, буду развивать всякие направления лаской и терпением, любовью, все взяли ремень». Потому что поняли, что терпеть это невозможно. Я отношусь нормально, я наказывал своих детей как-то телесно. Сейчас я думаю, не стоит углубляться в этот вопрос, опять же из какой-то политкорректности. И конечно же, любовь к ребенку заключается в том, чтобы его воспитать. Как правило, наоборот, мы балуем ребенка, потому что не любим его, потому что в данный момент нам надо потрудиться, нам надо напрячься, вникнуть, потратить свое время на воспитание ребенка, проще поставить ему мультфильм, проще дать шоколадку, проще сказать «да ладно делай что хочешь». Отвернуться и считать себя обиженным, униженным, оскорбленным, потому что ребенок не повел себя так, как мы хотели. Это не любовь, это эгоизм. Это я сейчас хочу просто полежать на диване, а не вникать почему Петя поссорился с Васей, почему два брата ссорятся. Понимаете?
А вот второй подвопрос: «как защитить ребенка от другого взрослого не справляющегося со своим самообладанием»? Вот это, я так понимаю, мама еще держится, а папа не может себя удержать, не может, действительно, самообладать, с собой обладать, и начинает, допустим, как-то жестоко относиться к ребенку. То есть ведь воспитание ремнем, так сказать, это не жестокость, это не цель ребенка избить, побить. Это цель воспитать. Поэтому тут как-то надо взрослого останавливать, папу или маму отводить в сторону, какой-то механизм надо придумать. Нельзя ребенка бить в гневе, потому что ребенок прежде всего среагирует на форму. У вас будет очень правильное содержание, вы, может быть, действительно негодуете по очень справедливому вопросу, но, если вы при этом с перекошенным лицом, со злобой, с жестокостью, ребенок просто испугается этой злобы и жестокости. И воспитательного эффекта вы никакого не достигните, надо это очень четко понимать. Справляйтесь, мои хорошие, и другого своего супруга останавливайте.

(Чаепитие от 08.05.2020)

12. Как привлечь к вере и христианскому образу жизни родного брата? Ему 19 лет, ходит в клубы и имеет вредные привычки.

А видит ли он христианский образ жизни в Вас? Понимаете, не может свеча укрыться, стоя под спудом. Он поставляет ее наверх, на стол. Светит всем находящимся в доме. Если Вы будете жить так, что Ваше слово будет с истиной, с правдой, с благодатью, то Вы ему сможете сказать ему что-то, и это подействует. А если Вы сами колеблетесь, сами хромаете, то кому Вы поможете? И, конечно же, у нас остается молитва. Причем, чем лучше живете Вы сами, чем духовнее Вы человек, тем больше чудес может сотворить Ваша молитва, тем больше она поможет Вашему брату. Только одно. А то, что он ходит в клубы и имеет вредные привычки, он ответит за них, к сожалению. Он плохо поступает, что Вы можете сделать? Его свобода не в Ваших руках. Если Вы в какой-то степени воспитатель, поставлены его воспитателем, опекуном, ну тогда пытайтесь воздействовать. А так, если он брат... Как сказал Каин: «Что я, сторож брату своему?». Он сказал это, конечно, дерзко, после того, как убил Авеля. И пытался скрыть таким пренебрежительным ответом свое убийство, свой грех. Но тем не менее, Вы не сторож своему брату. Вы переживаете за него – молитесь и исправляйте свою собственную жизнь, чтобы показать ему образ христианской жизни.

(Чаепитие 01.08.2018)

13. Отвечают ли дети за грехи родителей?

Конечно, отвечают. Например, грех цареубийства, когда сейчас говорят некоторые люди, что надо всем собраться, принести всенародное покаяние, каяться в грехе цареубийства. Священноначалие это отвергает, и моя христианская совесть говорит: «В чем я буду каяться?» Царя убили в 1918 году, я еще даже не родился. Папа не родился. Дедушка не родился. Да, может быть, мой прадедушка, теоретически, допустим, убил царя, но сколько всего прошло? И поэтому, я за убийство царя, как таковое, грех не несу. Но! Конечно, когда убили царя, вся страна вверглась сначала в гражданскую войну, потом в голод и холод. Потом в репрессии и так далее. Знаете, я думаю, что даже Великой отечественной войны не случилось бы, если бы не было революции. Ну никто не посмел бы нападать на такую империю. И Первую мировую войну она выиграла бы легко, если бы не было этой революционной смуты. К 1914 году, даже к 1916-му, 1917-му годам, положение на фронтах было таково, что истощены были все силы. Но только у наших были резервы, а у немцев резервов не было уже никаких. И даже если почитать исторические документы того времени, они, конечно, ликовали революции, понимая, что они теперь и войну выиграют. Это у них были уже упаднические настроения, они же присылали разные делегации, чтобы примириться, прекратить войну. Это тоже исторические факты. И вот в результате, мы жили при коммунистическом режиме 70-80 лет. Потом опять, когда режим коммунистический рухнул, началась смута, 1990-е года, 2000-е года. То есть, я вроде не убивал царя, но я в общем, наверное, вполне вкусил ответственность, и даже не ответственность, а последствия. Поэтому, в плане личного греха, дети не отвечают, а в плане последствий, конечно отвечают.
Я приведу второй пример, может, простой. Я сейчас совершу какое-то преступление, допустим, убью кого-то или сворую что-то, меня посадят в тюрьму. Дети мои не украли? Не убили никого? Значит их в тюрьму не посадят. Они останутся на свободе, но у них не будет папы, который их кормил, поил. Может быть в школе узнают, что у них папа убийца. И к ним будет соответствующее отношение. Они никого не убили. «А у них папа убийца, да они такие же. Яблоко от яблони недалеко падает». Да и начнется. Может, им придется перейти в другую школу, чтобы там не знали, кто у них папа, переехать в другой город вообще, бедствовать. Они ничего не сделали вообще. Будут теперь есть один хлеб и пользоваться поношением от своих одноклассников. Грех они совершили? Нет! А отвечают за мой грех. То есть личного ответа за грех нет. Грех всегда личностен. Я совершил грех, я за грех отвечу. То же пьянство. Глава семейства - папа - пьет, но страдают ведь все. Грешит один папа, а страдают все.

(Чаепитие 04.01.2018)

14. Распространяется ли пост на супружеские отношения в святочные дни? Как это объяснить мужу? Пост прошел, а опять нельзя.

Да, распространяется. Тут простое правило, когда Церковь венчает, тогда можно супругам быть вместе, когда Церковь не венчает, допустим, в святки или в светлую седмицу, тогда уже, соответственно, нельзя. Или еще нельзя, или уже нельзя вступать в какие-то отношения супружеские. Как мужу объяснить? Ну, объясните, что пост бывает разной степени. Бывает пост без мяса и без молочного, но с рыбой. Бывает пост без рыбы. Бывает пост вообще сухоядение. А бывает пост с мясом, молоком, но без супружеских отношений. Такой вот пост. У нас все вообще странно, все не совпадает. Новый год у нас непонятно когда, не как у всех, после Рождества.
Я, кстати, с удивлением, из фильма узнал, что оказывается только сербская, грузинская и еще иерусалимская с нами празднуют. И Афон. Ну, Афон-то понятно. Мне почему-то казалось, что польская, румынская тоже на старом стиле остались. Оказывается, только четыре церкви из 16.

(Чаепитие 11.01.2018)

15. Какого молодого человека лучше выбрать в мужья? Религиозного или нет, притом, что оба зовут замуж и оба нравятся. Считаю, что лучше воцерковиться нерелигиозному, верно ли?

Думаю, неверно. А если он не воцерковится? И Вы на всю жизнь останетесь с невоцерковленным человеком. Это же его свобода! И очень часто реально говорят: «Я ради тебя все сделаю», пока не поженились, а потом оказывается, что нет. Тут вопрос, наверное, в другой плоскости стоит. Ведь и верующий человек тоже может расцерковиться. Был верующим, стал неверующим, потерял веру.
Мне кажется, тут надо выбирать не по такому критерию. А по критерию, кто действительно любит, кого ты любишь? И делает ли эта любовь свободным? Потому что, как правило, сейчас любовь, особенно у молодых людей к девушкам, не делает девушек свободными, а наоборот связывает их. Простите, но самое типичное, что делает неверующий с верующей девушкой это предложение: «Если любишь меня, докажи! Давай с тобой вступать в определенные отношения...» И это непонятно. А ты докажи, что любишь её и её внутренний мир. Что любишь её такой, какая она есть. Что примешь. Что она, допустим, не хочет этого делать до брака, совершенно справедливо. А почему она должна это делать? Как потом докажешь? Хорошо ты попробовал, а потом развернулся и ушел. И как она останется?
Понимаете, на самом деле, вопрос в свободе, очень важный вопрос. Если человек говорит: «Да нет, я тебя люблю, все будем делать, как ты хочешь», но при этом вынь да положь: «ты должна со мной поехать на дачу» или «ты должна сделать то-то». «Какой храм? Я запланировал поездку на лыжах». Или: «Я хочу поехать в деревню новый год встречать» или еще что-то... Понимаете, в конечном итоге это совершенно не свобода. И это надо понимать. И это надо понять, как говорит отец Владимир: «Договариваться надо на этом берегу». То есть, надо до брака понять, что будет дальше? Как он отнесется к крещению детей?
Знаете, вот приходят ко мне, достаточно часто приходят, и спрашивают, можно ли выходить замуж за мусульманина? Я говорю: «Ну вот как? У вас будут разные взгляды». Они: «Нам это не важно, мы друг друга так любим». Хорошо, самый простой пример, особенно, если мусульманин стоит рядом, если вы ребенка родите, то что, как будет? Знаете, я еще не слышал ни от одного мусульманина-мужчины другого ответа: «Если родится девочка, пожалуйста, крестите. Если мальчик, я его обрежу». То есть у них вот так, у них уже на уровне подсознания. Девочку, пожалуйста, пусть воспитывает мать, мне это не важно. Мальчика она тоже будет воспитывать и, может быть, она потом из обрезанного мусульманина сделает христианина и крестит его, ему это дальше не важно. Вопрос его религиозности, вопрос его «воцерковленности» в исламе. Но, что все требуют, чтобы ребенок-мальчик был обрезан по мусульманскому обряду, это не вызывает сомнений ни у кого. Видишь, о чем я говорю? Вот тебе ответ.
О каком единомыслии вы говорите? Она: «Ну ты же мне говорил, что?» Он: «Я тебе говорил, да, но имел ввиду, что, если родится девочка, пожалуйста, крестите ее, если хочешь. А мальчик – нет. Мальчик будет обрезан». Потом они мягкие такие, мол, можешь и крестить его тоже.
Выбор за вами!  И выбор не должен быть обусловлен тем, что вы кого-то хотите спасать. Больше того, я многим уже говорил из вас, что, по моему мнению, до брака больше выбирать должна женщина, девушка. Внимательней выбирать! Потому что именно она в браке теряет большую свободу, именно она будет ведомой. И надо выбрать себе не только любимого человека, но еще и, простите, здоровую голову. А если сейчас ты его любишь, и он тебя любит, но голова у него больная. Я утрирую, но он извращенец и поведет тебя в пропасть. И сам рухнет туда в пропасть и тебя поведет. Вот, допустим, ты очень его любишь и он тебя любит, но выясняется, что он наркоман. Ну, давай тогда тоже наркотики употребляй вместе с ним! Как бы сказать, чтобы быть на одной волне. Рано или поздно вы разойдетесь, если он не бросит это дело. А почему ты думаешь, что бросит?
Или приходит ко мне женщина: «Мы развелись с мужем». Я: «Почему?» «Он пил». «А сколько вы прожили в браке»? «Семь лет». «А сколько вы до этого встречались»? «Два месяца». «А он, когда вы встречались не пил»? «Пил». «И чего»? «Ну, я думала, мы поженимся, он перестанет пить». Почему он должен перестать пить?! Он пил до вас, вместе с вами и после вас он будет пить. Это его выбор. «Ну, я думала...» Дорогая, ну а мозги твои были включены хоть чуть-чуть, что ты выбрала такой крест себе, который не смогла потом нести и сбросила его?

(Чаепитие 11.01.2018)

16. Как вы относитесь к бракам, где супруги имеют разное вероисповедание?

Как отношусь? Ведь такие браки бывают по разной причине. Бывает, что были, допустим, оба неверующие. Поженились. Через какое-то время жена, допустим, или муж обратились. Когда заранее так люди делают, допустим, верующая выходит за неверующего, или другого вероисповедания. То есть это может быть и православная и мусульманин, православная и буддист. Я могу сказать, что скорее всего не так глубока вера в этом человеке. Потому что: что такое брак? Брак - это полное единение супругов. И прежде всего единение не плотское, не телесное, хотя и это тоже проявление брака, и от него рождаются дети. Происходит зачатие новой жизни. Но брак - это прежде всего единение духовное. Какое будет единение духовное, если совершенно разные цели. Если даже разные способы времяпрепровождения. Допустим, неверующий человек или мусульманин в воскресенье хочет отоспаться с утра. Верующий христианин хочет пойти в храм. В субботы, допустим, ни у кого нет ни поста, ни у иудеев, ни у буддистов, ни у мусульман, ни у кого нет поста. Ну даже супружеского. А в воскресенье хочется причаститься человеку. И тогда возникает масса проблем. Допустим, тут одна маленькая девочка меня порадовала, она сказала, у нее мама верующая христианка, а папа неверующий. Папа сказал, что мы сейчас этим постом поедем отдыхать и мама боролась, боролась, а потом рукой махнула и сказала: “Ладно, поедем отдыхать постом”. Тогда девочка маленькая, пяти лет, подходит к папе и говорит: «Папа, а зачем ехать постом отдыхать, если даже мороженое не поешь?» Папа смутился от этих слов и перенес отдых на непостное время. Потому что даже ребенок понимает. В пять лет ребенок уже понимает разницу между верующим и неверующим, между христианином и нехристианином.
Могу сказать однозначно про брак, допустим, православных женщин с мусульманскими мужчинами. Как правило, до брака: “да, пожалуйста, будешь там крестить, чего хочешь, то и делай. Воспитывай как хочешь”. И когда рождается девочка, действительно им как-то все равно, и они разрешают дочерей крестить. Но когда рождается мальчик, сразу всё, нет. Просто четко нет. Он должен быть обрезан. Никакого крещения, никакой храм, ничего вообще, всё. То есть просыпается такой вот…. Это я уже прошел. За 20 лет своего священства прошло 10, 20, 30 таких браков, и все по одной и той же схеме. Поэтому я, в общем, отношусь отрицательно к этому всему. Не в том смысле, что я буду кого-то разводить или еще что. Я ещё раз говорю, что бывает всё очень по-разному. Кто-то, быть может, и приведет своего супруга и может жить очень веротерпимо. Даже в древнем мире, в древней церкви, есть примеры, когда мать - христианка, муж – язычник, а дочка в результате становится мученицей. Отец не препятствовал христианке воспитывать дочь мученицей. Может быть, не одобрял, но, по крайней мере, относился равнодушно. Просто будет много проблем. Будет очень много проблем во всем. И в результате это кончается скорее всего тем, что в христианине угасает дух: “Да, ладно! Можно не пойти на причастие. Можно не поститься. Можно то, можно сё”. И в результате разбалтывается, как правило, именно христианин. Он начинает: «Я же должен любить ближнего». Особенно, если там верующая жена и неверующий муж. Я должна слушаться мужа. Муж чего хочет, то и делает. Но у нас вообще-то есть пример. Когда апостолов Петра и Иоанна привели в Синедрион и судили их, и сказали: «Мы запрещаем вам говорить: Господи Иисусе Христе!» Они сказали: «Мужи и братья! Судите сами: кого больше слушаться надо Бога или человеков?» Им сказали, что нет. Тогда их били и прогнали. Поэтому жена, конечно, должна слушаться мужа, обязательно должна слушаться мужа. Это 100%, это не обсуждается. Но в каких случаях она должна слушаться мужа? Во всех? А когда муж от нее требует чего-то противного заповедям божиим? Она должна сказать: «Нет, прости. Вот здесь уже заповедь божия начинается. Я тебя очень люблю, я буду тебя слушаться. Картошку тебе на ужин или гречку? Что ты хочешь то и сделаю. Но, допустим, вот это вот, уже заповедь божия и ее я не нарушу”. Очень много будет проблем в таких вот браках разных вероисповеданий.

(Чаепитие 25.01.2018)

17. Если люди, мужчина и женщина, повенчаются в церкви, потом через несколько лет разведутся, и бывшая жена захочет снова замуж за другого?

Если бывшая жена захочет замуж за другого, она придет Патриархию или епархию, если она не в Москве живет, и получит благословение на второй брак. Обычно это происходит так: брак распался, муж и жена развелись, муж или жена вступают во второй брак, после этого со свидетельством о втором браке, они идут к архиерею, и архиерей дает им разрешение на Венчание вторым чином. В канонах есть второй чин, можно второй раз венчать. Можно даже третий раз жениться, церковь благословляет третий брак, но уже не венчает.

18. Нашла дома фотографии, которые хранит мама. Там усопшие родственники в гробах во время захоронения. Можно ли хранить такие фотографии?

Можно, а что такого? Мы не суеверные, мы не боимся ни гробов, ни мертвых людей. Это память. Кто-то запоминает и такие моменты, кто-то хочет помнить живыми своих усопших родственников. Это зависит от человека. Хранить можно. Если мама хранит, то не делайте ей замечания, не смущайте, пусть хранит. Может быть, ей эти фотографии дороги, может, она вспоминает, молится возле такой фотографии больше.


Наверх к оглавлению