Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

Священное писание и Предание

<< Назад к списку тем



 ОГЛАВЛЕНИЕ


1. О каком вине говорит Господь на Тайной Вечере, когда говорил что боле не будет вкушать от плода виноградного  как только в царстве небесном?

2. Есть мнение, что у Евангелия семь смыслов. Можно рассмотреть подробно эти семь смыслов?

3. Можно ли начать на чаепитиях читать и разбирать Евангелие?

4. Три женщины пришли к Господу с миром: женщина, которая грешница в доме фарисеев, отирала ноги Господа волосами своими, Мария, сестра Марфы, за шесть дней до Пасхи также отирала ноги волосами, женщина в доме Симона в Вифании за два дня до Пасхи возливала масло на голову Спасителя. Расскажите, пожалуйста, была ли такая традиция отирать и окутывать ноги волосами? И часто встречаешь в православных текстах, в интернете преимущественно, что образы этих женщин смешиваются до одного образа женщины, которая грешница, и под ней имеется в виду Мария Магдалина. Это же ошибочное мнение? В православной традиции Мария Магдалина пребывала в чистоте?

5. Притча о нерадивых девах. Первый импульс, когда ее слышишь, думаешь, ведь они просят – надо дать или это значит, что в каждой отдельной ситуации надо оценивать?

6. Почему казнь Христа считается позорной?

7. Почему муж прилепляется к жене, а не наоборот? Дословно: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей»

8. В Евангелии от Матфея сказано: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне».  Только недавно обратил внимание, что «Того» написано с большой буквы: получается, что здесь имеется в виду Бог, а я-то думал, что речь идет о людях, которые соблазняют душу, и вот их надо бояться, а не тех, кто убивает тело.

9. Почему Иаков, младший из сыновей Патриарха Исаака и Ревекки, был назван «борющийся с Богом», ведь он был угоден Богу?

10. Почему из всех апостолов только Иоанн сразу понимает, что перед ним воскресший Господь и говорит Петру: «это Господь»?

11. Что значит: «Милости хочу, а не жертвы»?

12. Почему Господь родился и воскрес ночью?

13. Если хотите принять, он - Иоанн Креститель - и есть Илия, которому должно прийти. Это было возвращение Илии Пророка?

14. Почему в Евангелии Господь кого-то исцеляет словом, кого-то прикосновением и так далее?

15. В книге о земной жизни Пресвятой Богородице со ссылкой на святого Андрея Критского, прочитала, что, посылая к ней Архангела Гавриила с благовествованием, Бог ему сказал: «Иди и скажи Деве про то благовестите радости, которого лишилась некогда Ева». Что имеется в виду?





ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ



1. О каком вине говорит Господь на Тайной Вечере, когда говорил что боле не будет вкушать от плода виноградного  как только в царстве небесном?

Он имеет ввиду, что это последняя Его трапеза, что сейчас уже будет распятие, Он приблизился. О каком Он говорит вине? О простом вине из винограда. Он берёт чашу и говорит, что не будет вкушать от плода виноградного. После этого Он ушёл и Его схватили, Его мучили, но Он вкушал конечно оцет, испорченное вино на кресте, но мы не считаем это вином.

(Чаепитие 08.10.2020)

2. Есть мнение, что у Евангелия семь смыслов. Можно рассмотреть подробно эти семь смыслов? 

Может быть вы ссылаетесь на то, что слышали от священников Дм. Смирнова или А. Ткачева. Я думаю, что это такое образное выражение, и говорится не о том, что буквально семь смыслов. Смысл-то один всегда. Просто мы, когда читаем, можем понимать что-то одно, а святые отцы, когда толкуют, могут показать нам, что совсем другой там смысл заложен. Есть события в Евангелии, которые связаны с историческими особенностями или с особенностями еврейского народа: умовение скамей или умовение рук после рынка. Это характерная особенность еврейского народа. А например, умыть путнику ноги или шею, руки, голову – это уже обычай просто восточных народов – где жара, где перемещения всегда сопутствуют с пылью, грязью, потом. На пот прилипает пыль, а сандалии открытые, обувь была такая, что ноги были открытые. Поэтому, когда человек путешествует, потеет, под солнцем, то приходит уже, конечно, с грязными ногами. Поэтому ноги моют – это уже общая восточная традиция. Хорошо бы знать какие-то особенности: исторические, религиозные, местные особенности иудеев, еврейского народа. Только это имеется ввиду. Конечно, смысл у Евангелия только один – это благовестие о Христе, о том, что Сын Божий стал Сыном Человеческим и сошел на землю, чтобы умереть на Кресте и спасти род человеческий. Другого смысла никакого нет. Как раз, если в этом смысле говорить о смыслах, то в Евангелии не может быть другого смысла, кроме одного единственного – о Христе. Потому что тогда это было бы по сути дела как и другие эзотерические книги или эзотерические учения: когда у тебя есть определенный уровень, ты знаешь одну информацию, а когда перешагиваешь на следующий уровень, тебе говорят, что все, что было на прошлом – можешь оставить, что это не так. То есть, тебе от уровня к уровню якобы просвещают ум все дальше и дальше, и человек восходит по степеням. Поверьте, в Православии нет ничего такого, что не мог бы узнать простой мирянин, но знает, допустим Патриарх. И Патриарх знает не больше, чем остальные епископы и священники – у нас одно и то же учение, одно и то же Евангелие. И смысл там один единственный. Просто вопрос порой в том, как мы понимаем при прочтении, какой смысл при этом выносим. Смысл на самом деле гораздо глубже, если почитать святых отцов и толкования святых отцов.

(Чаепитие от 01.10.2020)

3. Можно ли начать на чаепитиях читать и разбирать Евангелие?

Вы знаете, мы пробовали это в Софии еще, начинали читать и разбирать Евангелие. Больше того, к этому нас побуждает и предлагает, в том числе, священноначалие, устраивать так называемые Евангельские кружки. Но вот по нашей практике почему-то не пошло это чтение Евангелие, мы начали читать в Софии, прочитали буквально несколько глав с толкованиями, с разбором.
Во-первых, люди не ходят регулярно на чаепития: кто-то приходит в этот раз, кто-то придет в другой раз, такого постоянства бывает, что нет. Хотя есть люди, которые постоянно ходят, у нас сейчас, в последнее время на чаепитие ходило 50-60 человек, из них такой костяк был, конечно, человек 30-40, который постоянно ходит, но мне кажется скорее наш формат для того, чтобы скорее на вопросы отвечать, чтобы такие вот возникающие проблемы у людей снимать.
Евангелие ведь можете почитать каждый сам с собой, взять Толкование, взять Евангелие и читать. Вы можете читать не час или два часа, какие наши чаепития, а три часа, пять часов, да сколько угодно, десять часов, есть выходной – с утра до вечера читайте Евангелие.
Вообще, всё Евангелие (я пробовал несколько раз) прочитывается за 4,5 – 5 часов, ну 6 часов, если отвлекаться. За 6 часов прочитывается всё Четвероевангелие. Апостола и евангелиста Марка лично я прочитываю за 40-42 минуты. Садишься и читаешь, прочитываешь от начала до конца всё Евангелие от Марка. Понятно, что я прочитываю быстрее, потому что я уже много раз его читал, но мы на огласительных беседах перед Крещением благословляем всех прочитать апостола и евангелиста Марка. Я спрашивал у людей, которые первый раз в жизни читали апостола Марка, сколько у них времени ушло? «1 час 10 мин – 1 час 15 мин» - отвечают простые люди, которые не были знакомы с этим текстом. Пожалуйста, возьмите прочитайте толкования. Понятно, что времени потребуется больше, потому что толкования будут в несколько раз больше, но если потратить день, то вполне можно прочитать толкование на апостола Марка от Феофилакта Болгарского, Феофана Затворника или еще кого-нибудь. Я подумаю, и если будет действительно востребовано, может быть мы, когда перейдем к нормальному формату чаепитий, т.е. двухчасовому, личному, мы введем эту практику. Но вы знаете, я могу сказать честно, что у меня до сих пор проблема говорить на камеру, на телефон. Одно дело, когда я говорю людям, это касается и проповедей в храме – я не могу говорить проповедь в камеру. Я понимаю, что за камерой сидят реальные люди живые, слушают меня, внимают, но я не могу, вот у меня все замыкается. Я, к сожалению, никогда не готовился к проповедям, считаю это неправильным, надо готовиться, но, когда передо мной стоят люди, я могу что-то сказать, потому что я молюсь, прошу у Бога, чтобы дал мне возможность сказать этим людям, когда я вижу перед собой телефон - я ничего не могу сказать, просто не могу и все. Поэтому перейдем к старым чаепитиям, когда вы будете передо мной сидеть и я буду вас видеть, если будет востребовано, может быть и будем читать Евангелие, не знаю, пока не могу сказать.

(24.05.2020 "ЧАЕПИТИЕ ONLINE" c о. Борисом)

4. Три женщины пришли к Господу с миром: женщина, которая грешница в доме фарисеев, отирала ноги Господа волосами своими, Мария, сестра Марфы, за шесть дней до Пасхи также отирала ноги волосами, женщина в доме Симона в Вифании за два дня до Пасхи возливала масло на голову Спасителя. Расскажите, пожалуйста, была ли такая традиция отирать и окутывать ноги волосами? И часто встречаешь в православных текстах, в интернете преимущественно, что образы этих женщин смешиваются до одного образа женщины, которая грешница, и под ней имеется в виду Мария Магдалина. Это же ошибочное мнение? В православной традиции Мария Магдалина пребывала в чистоте?

Начну с конца – в православной традиции о Марии Магдалине вообще не сказано, что она была блудницей, было сказано, что из нее Господь изгнал семь бесов. Каких бесов – в Евангелии точно не говорится, говорится, что это была кающаяся грешница. Есть какие-то мнения, что это была грешница и блудница, но не все святые отцы это разделяют, точнее они этот вопрос просто обходят, они руководствуются тем, что есть в Евангелии: там не сказано, что она блудница – значит она не блудница, просто грешница. Ведь кроме греха блуда у нас столько грехов еще есть, которые надо нам победить.
Образы часто смешиваются до образа одной женщины, которая была грешницей, под ней имеется в виду Мария Магдалина – нет, это разные женщины, Мария (сестра Марфы) точно не Мария Магдалина, сейчас я затрудняюсь, надо посмотреть толкование, за два дня до Пасхи кто возливал масло на голову Спасителя.
Традиция такая была, потому что Господь, помните, когда пришел к Симону фарисею, говорил, что ты мне не предложил воды умыть мои руки, а она умывает маслом мои ноги. Все дело в том, что была традиция предлагать путнику с дороги умыть руки и ноги. Ноги, потому что они были босые, а руки, чтобы мог трогать чистыми руками еду, чтобы вкушать пищу, а ноги больше всего пылились, пачкались при путешествиях, потому что босые были, в сандалиях легких и они больше всего пачкались, больше пылились – а мыть ноги, это просто было традицией, уважением к человеку, который пришел в мой дом, чтобы он чувствовал себя комфортно, чтобы не боялся грязи.
Волосами не было традиции вытирать ноги, потому что, во-первых, волосы должны быть длинными, во-вторых, не было такой традиции, вытирались, естественно, полотенцами. Но как раз святые отцы говорят, что то, что они вытирали волосами - было признаком их любви, что их любовь родилась сразу, т.е. они не взяли с собой полотенец, чтобы вытирать, а когда уже вымыли ноги - вытирали волосами своими, как способом, т.к. они были в чужом доме, они пришли не к себе домой, где есть под рукой полотенце и можно им вытереть полотенцем ноги Спасителя, они пользовались тем, что у них есть. Но Мария Магдалина прямо про нее не сказано, что она была блудницей, грешницей она была, а блудницей могла и не быть.

(24.05.2020 "ЧАЕПИТИЕ ONLINE" c о. Борисом)

5. Притча о нерадивых девах. Первый импульс, когда ее слышишь, думаешь, ведь они просят – надо дать или это значит, что в каждой отдельной ситуации надо оценивать? Если вопрос спасания жизни, например, то надо дать, а если неорганизованность и нерадивость, то позволять происходить последствиям такой нерадивости?

В этой притче, на самом деле, говорится прикровенно о Страшном суде, как будет Господь судить, и говорит о том, что можно быть готовым к суду, а можно быть не готовым к суду, что можно провести жизнь нерадиво, а можно радеть о своем спасении, вот в чем смысл. Смысл именно в неотвратимости суда и смысл в том, что суд будет по нашим делам, успел я – не успел.
Преподобный Серафим Саровский говорил, что, если при жизни или в момент смерти душа не примет благодати Святого Духа – она не сможет войти в Царство Небесное. Видите, как он говорит? Он говорит осторожно: при жизни и в момент смерти. В притче Господь ставит крайнюю ситуацию: может быть из тех пяти нерадивых дев, может быть всех пятерых Господь помилует в последнюю секунду за то, что они пришли все-таки с покаянием и с желанием, что они ждали его. Да, были нерадивы, но Господь милосерд, может простил им этот грех, а может быть из этих пяти никто не войдет в Царство Небесное, потому что они были совсем нерадивы, т.е. да, они были под влиянием мудрых дев, они считали, что правильно жить, как они живут, а жили по-другому и не приготовили елей.
Елей – это добрые дела наши, милостыня наша по отношению к ближнему, к самому себе, в конечном итоге, это что-то материальное. Что-то не материальное – сижу и жду с закрытыми глазами, сплю, а елей, который у меня есть, это уже что-то материальное, что я сделал или не сделал.
Это все-таки притча, это не буквально, что Господь возьмет и из десяти человек пятерых спасет, а пятерых не спасет, т.е. каждый второй спасается, каждый второй не спасается, нет – это, конечно, притча, которая говорит нам о необходимости сейчас делать добрые дела, потому что пройдет время, и я могу уже не мочь делать добрые дела. 
В каждой конкретной ситуации надо оценивать есть ли вопрос спасения жизни - я думаю, что в большинстве случаев, не только в вопросе жизни, а просто мы должны быть милосердными, мы должны стараться жить по принципу, как сказал Господь в Евангелии: «Блаженнее давать, нежели принимать», т.е. чем больше я отдам, тем больше я получу там, в Царствии Небесном. Поэтому милость, милосердное состояние души, как говорят святые отцы, прекращают Суд Божий. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут, каким судом судите, таким судом и вас будут судить, какой мерой отмерите, такой отмерится и вам. Если я суд без милости, я не оказал милость, то и Господь будет судить меня без милости, строго, от и до. Если я сам буду милосерд, то Господь меня помилует.

(24.05.2020 "ЧАЕПИТИЕ ONLINE" c о. Борисом)

6. Почему казнь Христа считается позорной?

Потому что данная казнь была предназначена для рабов и была очень жестокой. На кресте умирали порой по неделе. И позорная она была не потому что обнажали человека и он висел голый на кресте, а потому что так казнили последних преступников и рабов. Прочитайте «Восстание Спартака». Там сказано, что были поставлены тысячи крестов, когда распяли взятых в плен рабов после подавления восстания. Граждан Римской империи не казнили на кресте, их казнили усекновением меча. Данной казнью Христа приравняли к рабу или преступнику…

(Чаепитие 24.09.2020)

 7. Первый вопрос из тех первых трех вопросов, на которые я не успел ответить в прошлый раз. Батюшка, всегда задавалась вопросом, почему муж прилепляется к жене, а не наоборот? Дословно: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» (Евангелие от Марка, глава 10, стихи 7-8).

Вы, когда пытаетесь разобраться, в какой-то фразе евангельской, вообще, конечно, надо пользоваться контекстом, полным контекстом. В данном случае Господь просто говорит о браке, говорит о связи мужчины и женщины. Почему он говорит, «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей», а потому что накануне, несколькими стихами раньше, фарисеи его прямо спросили, позволительно ли человеку оставлять жену свою? И от лица этого человека Он и говорит, что человеку надо оставить отца и мать и прилепиться к жене своей. Наверное, если бы Христа спросили, может ли жена разводиться с мужем, он тогда сказал бы, что жена должна прилепиться к мужу своему и оставить отца и мать. Под отцом и матерью здесь имеется в виду прошлая жизнь. Не в прямом смысле оставить отца и мать, забыть о них, пренебречь ими; Господь, наоборот, упрекает фарисеев, в частности в Евангелии, когда говорит, что вы оставили суд и истину, милостыню оставили: вы говорите родителям, что дар Богу, чем ты мог бы пользоваться от меня, и уже можете не помогать своим родителям. Это невозможно. Человек не оставляет никогда отца и мать в прямом смысле слова, то есть он до конца дней своих или родительских о них заботится, за ними ухаживает, берет на себя всю ответственность и заботу о родителях. В данном случае Господь говорит, оставь отца и мать в том смысле, что он уже семья не с ними, а с женой своей. Точно так же и жена оставляет семью свою, ещё больше прилепляется к мужу, ещё больше зависимой от него становится, потому что муж – глава семьи. А такая форма дословная «оставит человек отца своего и мать» - только из-за того, что его спросили до этого, так толкователи по крайней мере говорят, только потому, что его спросили, по всякой ли причине дозволено человеку оставлять жену свою. Тут нет никакой асимметрии в данном случае: брак и для мужчины, и для женщины должен являться единственным, должен являться постоянным, должен являться вечным. И приоритеты смещаются уже в сторону жены, в сторону мужа от родителей. 

(Чаепитие от 31.05.2020)

8. В Евангелии от Матфея сказано: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне».  Только недавно обратил внимание, что «Того» написано с большой буквы: получается, что здесь имеется в виду Бог, а я-то думал, что речь идет о людях, которые соблазняют душу, и вот их надо бояться, а не тех, кто убивает тело. Как Осипов трактует, что у нас всё наоборот: государство борется с преступностью, а телевидение, которое развращает умы и души, остается безнаказанным.

Я не помню, чтобы в Евангелии было в данном случае, что Того было с большой буквы написано. Филипп говорит, что проверил, действительно «Того» с большой буквы. Значит, действительно, знаете, я готов посмотреть это толкование. Честно говоря, я больше всегда думал, что, не обращая внимания на большую букву, что имеется в виду враг как раз, враг не просто человеческий, а враг Божий, Божий противник – сатана. Потому что Бог не хочет ни душу, ни теле погубить в геенне огненной, а вот враг хочет это сделать. И враг если соблазнит человека на грех, то он как раз может погубить и душу, и тело в геенне огненной. Это, конечно, для меня сейчас откровение, честно говоря. Я посмотрю толкование потом, почитаю и вам расскажу на следующем чаепитии. Но, если «Того» написано с большой буквы, то имеется в виду Бог. На самом деле, конечно, людей бояться вообще не надо, надо бояться греха. Единственное, чего можно бояться в этом мире – это греха, совершения греха, потому что действительно грех меня может ввергнуть в геенну огненную. Человек ударит меня, оскорбит, в тюрьму посадит. Во-первых, Бог меня способен оттуда достать, изменить мою жизнь. Бог способен меня защитить, и даже когда меня будут бить – не ударят, когда меня будут сажать в тюрьму – не посадят. Всё в руке Божьей. Волос не падает с главы без воли Отца Небесного, уж тем более что-то более серьезное.
Как Осипов трактует, что государство борется с преступностью, а телевидение развращает умы и души, остается безнаказанным. Государство – это же не один человек, в государстве много людей. Может быть, государству удобно, что кто-то будет менее нравственный. Если более нравственный человек, соответственно, им управлять тяжелее. На него нет компромата, он тверд в своих убеждениях, а безнравственный за какую-то безнравственную подачку, будет ещё рад послужить, угодить. Есть теории заговоров, которые говорят, что государство ищет не свободных граждан, умных сознательных, решительных, а именно стадо рабов, баранов. Я сейчас не готов это обсуждать, но государство борется с преступностью, да, это его долг, обязанность. Насчет телевидения, которое прям развращает умы и души, - тоже вроде похоже. С другой стороны, а чего вы не голосуете головой своей? Если бы мы не смотрели, все были бы нравственные люди, не смотрели бы, допустим, «Дом-2», так его и не было бы в эфире, не было бы вообще просто. А так в любой магазин заходишь, а там или реклама о «Дом-2», какие-то игрушки-завитушки, блокнотики, ручки и так далее. Но ведь покупают. Вот я за свою жизнь ни разу не видел «Дом-2», вот ни разу, обрывки видел, это да, и ни разу не купил ни блокнотика, ни ручки с символикой «Дом-2», не купил, и всё. Это мой выбор. Всегда есть другой блокнот без «Дом-2». Или, к примеру, когда бомбили Сербию в 1999 году на Пасху, жестоко бомбили: всем миром бомбили, вся Европа с Америкой собрались и бомбили. Очень активно по этому поводу выступали с призывами разбомбить всё дотла латыши. Вот я с тех пор не купил своей рукой ни одну банку шпротов, это мой ответ латышам. Я просто не хочу их поддерживать. Я куплю калининградские шпроты, это мой выбор, вот я так голосую. Я всего лишь один раз про себя так решил и уже 20 лет не покупаю эти латышские шпроты, пусть свои шпроты едят сами с таким подходом к политике, к Сербии, к бомбежке Белграда. Я был в Белграде, я видел там жилые кварталы, которые были разбомблены, это были просто жилые дома. Я лично своими глазами видел, они несколько кварталов оставили такие в память потомкам. И это никакой не военный объект, это стоит девятиэтажный дом, у него 5 подъездов, 2 подъезда снесено; и вот где снесено, там видно, что квартиры были, остатки мебели, там диван висит, там батарея висит, там телевизор на стене, тут кухню разбомбили, тут спальню. Поэтому боритесь с телевидением: смотрите те каналы, которые не развращают, смотрите те фильмы, которые без пошлости, без грязи, без жестокости, без кровищи, без насилия. Пожалуйста, мы свободные люди, голосуйте своими руками, ногами, глазами. Не надо ссылаться на телевидение. В моем доме нет телевидения, вот просто не подведено телевидение, закачиваем какой-то фильм и смотрим или из интернета смотрим, когда хотим детям показать или сами посмотреть. Ну вот нету телевидения вообще, и я не знаю, развращает оно людей или не развращает. Фильмы вижу – некоторые нехорошие, так и не надо их смотреть.

(Чаепитие от 31.05.2020)

9. Почему Иаков, младший из сыновей Патриарха Исаака и Ревекки, был назван «борющийся с Богом», ведь он был угоден Богу? Поясните, пожалуйста, отец Борис.

Я читал толкование на это, только сейчас не могу припомнить. Как я ощущаю, он был очень ревностный, он был очень действительно горячий человек. И когда он начал тогда бороться в ночи с невидимым противником, начал бороться просто потому, что произошло столкновение. Потом он уже понял, что это Господь Бог в виде Ангела, продолжил эту борьбу, потому что уже хотел получить своё, чтобы Господь исполнил его просьбу. И интересно, что он, скорее, не боролся, скорее, удерживал Бога, пытался удержать его. Можно сказать, что вся плоть, когда мы собираемся быть с Богом, восстает на нас, и Бог, простите за такое выражение, как песок может через пальцы утечь. И Иаков прилагал все усилия, чтобы песок не утёк, чтобы Бог оставался с ним. Его просто по факту назвали «борющийся с Богом».
Он был угоден Богу? Да, он был угоден, был благословлен своим отцом Исааком на жизнь, на дела добрые, его жизнь была под благословением Божьем. Он боролся по ревности своей.

(Чаепитие от 31.05.2020)

10. Почему из всех апостолов только Иоанн сразу понимает, что перед ним воскресший Господь и говорит Петру: «это Господь»?

Есть толкование Иоанна Златоуста на этот момент. Как говорит Иоанн Златоуст, это связано с разностью характеров апостолов. Он говорит, что апостол Петр пламеннее и стремительнее, а апостол Иоанн проницательней и возвышенней.  Да, у одного пламенность и стремительность, у другого проницательность и возвышенность. Поэтому апостол Петр в своей стремительности и пламенности обещая Господу не отречься от него, отрекается, а Иоанн Богослов ничего не говорит, но оказывается у креста стоящим одним из апостолов, вместе лишь с Божьей Матерью. Иоанн Златоуст говорит, что в этом проявился характер человека: апостол Иоанн первым узнает Бога, а бросается в воду и первым плывет к нему Петр, достигает его. Это просто свойство характера, это, кстати, говорит нам о том, что мы можем разными путями идти к Богу. Кто-то заметил Бога, увидел Бога, но сразу не пришел. А кто-то наоборот как бы, еще ничего не соображает, так сказать, бежит и достигает его. Мы очень разные, и эта разность характеров делает нас людьми. Мы не роботы, мы не какие-то там био-машины с одинаковым содержанием. В принципе у нас абсолютно одинаковое содержание аминокислотов и минералов, я думаю, даже в количественном или процентном соотношении они примерно у всех одинаковые. Колеблются только оттого, что человек болеет или не болеет какой-то болезнью. А в остальном мы разные. И вот в этом сказалось просто разность характеров. Иоанн Богослов был проницательный. как говорит Иоанн Златоуст и вот он проник в эту тайну, он увидел, что это Господь. Зато Петр был пламенный и стремительный, сразу устремился к Господу.

(Чаепитие от 01.05.2020)

11. Что значит: «Милости хочу, а не жертвы»?

Это значит, что хочу, чтобы человек делал добровольно, а не как жертвенное животное: его взяли и убили, принесли и положили на жертвенник, и в этом воли жертвенного животного не было никакой. А вот ты сам приди и ляг на этот жертвенник. Ты сам свою кровь добровольно пролей. Почему мученики были гораздо выше, чем тельцы и козлы, приносимые в жертву? Потому что мученики шли сознательно, по милости, по своей воле. Вот что значит милости хочу, а не жертвы.

(Чаепитие 04.01.2018)

12. Почему Господь родился и воскрес ночью?

Насчёт времени рождения: мы все-таки этого не знаем. Правильно, если исходить из евангельского текста, то там все-таки не написано, когда он родился. Что к нему пришли ночью пастухи, в Евангелии написано и по преданию. Он уже был спеленут, уже Богородица была на ногах, то есть, на самом деле, может быть, прошло уже какое-то время. Я думаю, что это не принципиальный вопрос.
Воскрес ночью, наверное, для того, чтобы мы трезвились, чтоб мы бодрствовали, не зная в какой час придет господин, хозяин. “Се, Жених грядет в полунощи...”, поэтому Господь и воскрес в ночь с субботы на воскресенье, чтобы воззвать к нашей трезвенности.

(Чаепитие 25.01.2018)

13. Если хотите принять, он - Иоанн Креститель - и есть Илия, которому должно прийти. Это было возвращение Илии Пророка? 

Нет. Просто у иудеев было пророчество, что придет Пророк в силе Илии. Из этого пророчества они думали, что придет сам Илия. Но «в силе Илии» - это значит такого же духа, такого же характера, такого же устремления, такой же силой веры, как был Илия. Такой же ревности. И поэтому Иисус Христос говорит, что Иоанн Креститель и есть тот Илия, который должен был прийти. Но это не «возвращение» Илии Пророка. Тут совершенно другой пророк. Это пророк Иоанн Креститель. Он пришел в духе Илии, в силе Илии. То есть подобный был, по духу и по силе Илии.

(Чаепитие 25.01.2018)

14. Почему в Евангелии Господь кого-то исцеляет словом, кого-то прикосновением и так далее?

Я тоже в свое время интересовался этим вопросом. У святых отцов есть такое толкование на эту тему. Толкователи объясняют это разной верой людей. Кто безусловно верил в Божество Иисуса Христа, в его возможность исцелять и воскрешать, тому достаточно было слова. И люди исцелялись и воскресали. Те, кто имели недоверие, сомнения, какие-то колебания, Господь прибегал к вещественным, физическим методам – положению перстов в уста или уши и так далее. То есть Господь уподоблялся врачам для тех, кто меньше верил.

15. В книге о земной жизни Пресвятой Богородице со ссылкой на святого Андрея Критского, прочитала, что, посылая к ней Архангела Гавриила с благовествованием, Бог ему сказал: «Иди и скажи Деве про то благовестите радости, которого лишилась некогда Ева». Что имеется в виду?

Бог пришел в мир, чтобы спасти человека. Адам и Ева были созданы Богом изначально в раю и пребывали в Боге. Когда они согрешили, то были изгнаны из Рая. Но тогда же, когда Господь их изгонял, он дал Адаму и Еве обетование, что некогда семя жены сотрет голову змея (под «змеем», который их соблазнил, имелся в виду дьявол, а под «семенем жены» - Христос). Что придет Сын Божий, который победит дьявола, т.е. победит то искушение, тот первородный грех, из-за которого наши праотцы лишились рая. Таким образом, Деве говорится то благовестие о возвращении человечества в лоно Отца, которого лишилась некогда Ева, когда она первая согрешила, а потом соблазнила Адама. Благовестие радости, что Бог возвращает человечество к себе. То человечество, которое примет, которое послушает, которое поймет.

(Чаепитие 24.09.2020)


Наверх к оглавлению