Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади


История храма

<< Назад к списку


Ни одна мѣстность Москвы, кромѣ самаго Кремля, не имѣетъ такого значенія въ новой исторіи нашей, какъ село Преображенское.. 

– Синицын П.В. “Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее




ПРЕДЫСТОРИЯ

В XVIII веке Преображенская церковь была главным храмом села Преображенского. 

На картах тех лет видим, что в селе Преображенском располагалась обширная солдатская слобода Преображенского полка, Съезжий двор, Преображенский дворец.

План района Преображенского

Но это в XVIII веке, а началось всё с царя Алексея Михайловича (1629-1676), который основал большое хозяйство в трёх верстах от Преображенского, в селе Измайлово. Здесь царь развёл аптекарский и ботанический сады, настолько обширные и богатые, что их называли “земледельческою Академией”.

На Измайловском острове царь Алексей Михайлович построил дворец, где принимал именитых иностранных гостей и послов. Здесь также заработали мануфактуры, например, стеклянный завод. Эти факты стоят нашего внимания, потому что именно с развитием Измайлово связывают дальнейший расцвет Преображенского.

царь Алексей Михайлович

село Преображенское

 

Само Преображенское получило название по одноимённой церкви (не нашей), домовой церкви дворца:


Дворец Алексея Михайловича

План Преображенского и окружающих его мест, взятый из плана города Москвы, сочиненного под присмотром архитектора Ивана Мичурина в 1739 году.

У этой церквушки, по которой была названа местность, занимательная история. По воспоминаниям врача Коллинса (служил при дворе с 1659 года), царь Алексей Михайлович приказывал иногда, согласно с текстом Священного Писания “Наставниче, добро есть нам здѣ быти, и сотворимъ сѣни три” (Лк. 9:33), ставить здесь 3 великолепныя палатки: для себя из золотой, для царицы из серебряной и князьям из других материй. Эта летняя стоянка располагалась кругообразно, середину же занимала церковная палатка.

Таким образом, и в самом Преображенском появляется дворец Алексея Михайловича “на горѣ, въ виду моста черезъ Яузу и идущей черезъ него дороги Стромынки”. Недалеко от дворца находился, в Колодезном переулке, „царскій колодезь", называвшийся иногда святымъ”. Вода из него обладала полезными свойствами и снабжала всё Преображенское, Семёновское и другие ближайшие места.

На картах более позднего времени некогда роскошный дворец Алексея Михайловича числился как “старый дворецъ”. А под Преображенским дворцом подразумевалось уже строение авторства Петра Великого.

План Преображенского района

План Преображенского района

План Преображенского и окружающих его мест, взятый из плана Императорскаго Столичнаго города МОСКВЫ сочиненной под смотрением Архитектора Ивана Мичурина в 1739 году. Карта гравирована на меди в формате 585х494 и раскрашена.


Здесь, в прекрасном зелёном Преображенском, царь Алексей Михайлович проводил бОльшую часть времени, бывая в столице только по праздникам.

Благодаря такому царскому вниманию и инвестициям, некогда пустующие земли на реке Яузе стали неким инновационным кластером своего времени. Здесь созидались лучшие сады, хозяйства и производства, велась царская охота и был создан первый в России театр и сцена (с постановками библейских и исторических сюжетов).


ИСТОРИЯ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО – КОЛЫБЕЛИ РУССКОЙ АРМИИ

По рождении Петра I Преображенское стало резиденцией будущего императора – здесь он провёл первые младенческие годы со своей матерью царицей Натальей Кирилловной. В 5-летнем возрасте Пётр Алекcеевич начинает осваивать в Преображенском учение. Главный и первый предмет преподавания ребёнку заключался в чтении и учении Часослова, Псалтири, Деяний и Евангелия.

Петр I

Петр I

Здесь же маленький царевич играл с местными ребятами в солдатики, военные игры и заготовлял себе “оружие”.

Около 1682 года царь Пётр задумал сформировать здесь военную дружину (в последствии – потешные полка), первым лицом которой стал потешный конюх Сергей Леонтьевич Бухвостов, который и назван царём „первымъ русскимъ солдатомъ".

В 1684 году в Преображенском, недалеко от отцовскаго дворца на берегу Яузы, 12-летним Петром был построен “потѣшный городокъ” - регулярная крепость со стенами, башнями, окопами, наполовину деревянная, наполовину земляная. Назвал он крепость “Презбургъ” (или “Прешпура”).

Петр I

Петр I

Военные игры потешных войск Петра I у села Преображенского. Художник А.Д. Кившенко, 1880 г.


Реконструкция потешной крепости Прешпур (Пресбург) Петра I

Реконструкция потешной крепости Прешпур (Пресбург) Петра I

Реконструкция потешной крепости Прешпур (Пресбург) Петра I в Преображенском. Источник: дзен-канал “Антология войны 1812 года”.


Ещё через 2 года, в 1686 году, здесь были спущены на воду небольшие суда, карбусы и лодки, на которых совершилось плавание в Немецкую слободу. Эти маленькие суда в Преображенском стали предвестником великого российского флота. Однако вскоре Яуза стала тесной для отработки манёвров судов и Пётр отправился в Переславль-Залесский на Плещеево озеро.


верфь

верфь


В Преображенском не просто реализовывались забавы юного царя, но и моделировались настоящие сражения с отработкой различных стратегий ведения боя, штурма и захвата противника. Здесь регулярно шли военные учения, маневры и проч. Пётр серьёзно оттачивал мастерство своих потешных полков, кого он в будущем мечтал поставить во главе русской армии. Как мы знаем, в дальнейшем потешные полки заложили основу Преображенского полка – элиты русской гвардии.

В 1696 году именно здесь, в Преображенском, Пётр I приказал изготовить в кратчайшие сроки корабли для второго похода на Азов. Зимой из сырого, мёрзлого леса было сооружено 26 судов, над которыми деннонощно трудились Преображенские и Семёновские солдаты, были присланы плотники со всей страны. Петру на тот момент было 24 года.

Как и у отца, у царя Петра I в Преображенском был свой дворец, где он проводил много времени до и после заграничного путешествия (1697-1698). Здесь же расположилась печально известная Тайная канцелярия Петра I.

Затем в Преображенском проживала царица Евдокия, и царевич Алексей до взрослого своего возраста.


ГЛАВНЫЙ ХРАМ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК. ИСТОРИЯ

История Преображенской церкви как главного храма сухопутных войск начинается в первой половине XVIII века. Тогда на территории двора Преображенского полка устанавливается “полотняная”, то есть палаточная церковь, которая служит войсковым храмом гвардии.

Около 1743 года сержант Преображенского полка Иван Елисеевич Третьяков покупает в соседней Семёновской слободе здание деревянной церкви и переносит её в Преображенское, на место старой палаточной.


Генеральный план столичного города Москвы 1864 года. Составлен Н.Зуевым.

Генеральный план столичного города Москвы 1864 года. Составлен Н.Зуевым.


В 1747 году в церкви освящён первый придел – в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1750 году был освящён основной престол – во имя Преображения Господня. 

По истечении времени церковь стала ветшать и уже 1763 году местные священники Пётр Фаддеев и Леонтий Васильев ходатайствуют о разрешении сбора средств среди прихожан для построения новой церкви. Через 2 года, к 1765 году необходимая сумма была собрана и священство подаёт прошение о строительстве каменного храма (вблизи существующего деревянного).

В 1766 году была издана храмозданная грамота за подписью митрополита Тимофея, которая позволяла строить церковь при условиях:

“подъ присмотромъ мѣстныхъ смотрителей церковнаго благочинія по подобію прочихъ церквей и т. п. Когда же каменная церковь построится и освящена будетъ, тогда изъ деревянной церкви св. иконы, ризницу и всякую утварь церковную перенесть въ ту каменную церковь и по благопристойности св. иконы поставить въ оной новопостроенной церкви подъ присмотромъ смотрителей благочинія и по приготовленіи оной церкви къ освященію”.

Пример храмозданной грамоты. XIX век.

Пример храмозданной грамоты. XIX век.


Первая каменная церковь появляется здесь в 1768 году. По некоторым данным, впоследствии храм перестраивался и в 1781 году был освящён. Из надписи на сохранившемся к 1895 году деревянном кресте мы знаем, что жертвенник “во храмѣ Спасъ-Преображенія” был освящён в день памяти св. ап. Дионисия Ареопагита 3 октября (по старому стилю, 16 октября по новому).


Дионисий Ареопагит. Фреска, XIV век.

Дионисий Ареопагит. Фреска, XIV век.

Несмотря на главный престол в честь Спаса Преображения, вплоть до середины XX века наш храм был известен в народе (и даже отмечался на картах) как Петропавловский. Занимательно, что храм был “на особом счету” у государева двора, так как есть сведения о содержании причта “отъ казны”.


Храм 1883 год


Во время войны 1812 года Преображенское, слава Богу, не было затронуто разорением и пожарами Наполеоновской армии. Страшные грабежи, проходившие по всему стольному граду, обошли Преображенский храм стороной. Многие храмы Москвы были в те дни варварски поруганы и осквернены французами, и в этих обстоятельствах особой милостью Божией стала возможность совершения богослужений в Преображенском. Здесь шла горячая молитва за Отечество.


Пожар Москвы в 1812 году.

Пожар Москвы в 1812 году.

Что же касается старообрядцев района Преображенское – они отправили к Наполеону посольство с просьбой о покровительстве, а также в качестве даров золото и быка. Впоследствии, как известно, они признавали Наполеона своим государем и наряду с французами участвовали в грабежах монастырей, церквей, церковных древних ценностей…


гравюра


Около 1837 года в церковные старосты Преображенского был избран местный фабрикант купец М.Ф. Котов. На старых картах Москвы мы видим, что Суконная фабрика Почетных Гражданъ братьев Котовыхъ располагалась на реке Яуза, совсем недалеко от нашего храма, на месте нынешней психиатрической больницы.


Фабрика Котовых

Фабрика Котовых

В здешних краях тогда стали активно строиться и развиваться мануфактуры, а местные фабриканты становились прихожанами Петропавловской церкви. При деятельном участии нового старосты храм пришёл в благолепный вид. Авторитет и заслуги Михаила Фёдоровича в делах храма были настолько велики, что ещё на протяжении 50-ти лет старостами избирались его наследники. В те годы “они украсили церковь благолѣпно, на многія иконы сдѣлали дорогіе оклады, ими храмъ постоянно былъ ремонтируемъ и порядокъ по церкви былъ образцовый”.

С годами число прихожан храма возросло настолько, что последний староста из рода Котовых, несмотря на слабое старческое здоровье, активно занялся реконструкцией здания. А именно, пристройкой нового придела (об этом позже).

В 1856 году Преображенский полк пожертвовал в храм икону Преображения Господня, которая и по сей день находится здесь. Это произошло 6 августа (по старому стилю, по новому 19 августа), в день полкового праздника, совпадавшего с престольным праздником. Такой щедрый дар был приурочен к “лету коронования Государя Императора Александра II-го”. “Богатый бронзовый и вызолоченный, хорошей работы, кіотъ былъ устроенъ отъ почетныхъ гражданъ московскаго купечества”.


Икона Преображение Господня

Икона Преображение Господня


Ещё одной древней святыней был образ Божией Матери “Знамение” 1715 года (древний список не сохранился). Хотя документального сведения не имелось, но эта икона несомненно  считалась царским вкладом от Петра I.


Икона Знамение

Икона Знамение

Чтимыми иконами церкви также были икона святых Петра и Павла; старинный образ Иоанна Крестителя, а также иконы св. Николая, Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и Троицы; в ХХ столетии к ним добавились иконы Божией Матери Целительницы, Божией Матери «Отрада и Утешение» и Косьмы и Дамиана, перенесенные из других храмов Москвы. 

В 1883 году Преображенская церковь встречала самого Государя  Императора Александра III. Его Величество прибыл сюда вместе с Императрицей Марией Феодоровной 23 мая (по старому стилю, 5 июня по новому) – по случаю торжеств к 200-летию Преображенского полка. В тот же день здесь, перед нашим храмом, состоялось торжественное освящение полковых гвардейских знамён.

Храм

Полковой храм

Знамена

Историческое наследие не прерывается и в наши дни – боевые знамена украшают центральную часть храма.

В память о визите Императора Александра III и Его коронование на царство, в 1886 году в храме Преображения устраивается новый придел – в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Это произошло 19 октября (по старому стилю, 1 ноября по новому). “Въ то же время перестроенъ, увеличенъ и великолѣпно отдѣланъ прежній придѣлъ Петра и Павла, который и освященъ того же 19-го октября 1886 года”.

Церковь обновлялась также в 1896 и 1902 годах.

На участке храма, обнесенном оградой с воротами, расположились одноэтажные каменный и 3 деревянных дома церковного причта. Здание Преображенской церкви, немного тяжеловесных пропорций, имело традиционную для русских храмов XVIII-XIX веков композицию «кораблем» (храм, трапезная и колокольня на одной оси). Особенностью храма были несколько архаичные для времени его постройки «полуглавия», завершавшие прясла стен четверика церкви. Колокольня и трапезная были отделаны в стиле классицизма.

Ещё в конце XIX века здесь, при церкви, сохранялись островки старого кладбища: 

“На этомъ древнемъ кладбищѣ, совершенно заросшемъ бурьяпомъ, можетъ-быть, не мало лежитъ сподвижниковъ Петра и между ними такіе, которые были ему товарищи, а нашей Русской земли защитники. Въ первой половинѣ нынѣшняго столѣтія это мѣсто было открыто и всякій могъ тамъ ходить, гулять и т. п., пускали даже пастись скотъ, но въ недавнее время оно обнесено заборомъ и чуждая нога теперь не касается его. Пусть же мирно покоятся прежніе жители села Преображенскаго, а между ними и слуги царскіе!



Генеральный план столичного города Москвы 1864 года. Составлен Н.Зуевым.

Генеральный план столичного города Москвы 1864 года. Составлен Н.Зуевым.


ХХ ВЕК. ЭПОХА ПЕРЕЛОМА И ПОТРЯСЕНИЙ

В начале XX века Преображенская церковь становится кафедральным храмом митрополитов московских:
- священномученика Владимира (Богоявленского),
- святителя Макария (Невского),
- Евсевия (Никольского),
- патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского),
- Николая (Ярушевича). По некоторым данным, здесь в эти годы рукополагали священников для всей Москвы и Московской области.

Сегодня мы с упованием обращаемся к митрополитам как святым покровителям нашего храма.

В 1922 году, во время массового изъятия церковных ценностей под предлогом помощи голодающим, собрание прихожан нашей церкви (около 250 чел.) постановило – ценности властям не сдавать. 

Во время Великой Отечественной войны храм был не только местом духовного утешения. По свидетельству преображенских старожилов, «в эту церковь ходили спать, в подвал, там бомбежек не слышали ночью», «ходили за водой во двор храма». Помнят в округе и настоятеля Преображенской церкви 1930-50-х годов о. Вячеслава Соллертинского, который ранее служил в соседней снесенной церкви Введения «на Платочках» в Зельевом переулке.

Преображенская площадь и храм 1941-1950 гг.

Преображенская площадь и храм 1941-1950 гг.

Преображенская площадь и храм 1941-1950 гг.

Но главное, что до сих пор москвичи вспоминают со слезами на глазах, – удивительная атмосфера, что царила в Преображенском храме во время войны, когда митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) читал здесь свои знаменитые проповеди. «Прихожане со всей Москвы ходили слушать проповеди митрополита Николая». В 1942-1960 годах это был кафедральный храм владыки.


Митрополит Николай Ярушевич

Митрополит Николай Ярушевич

Митрополит Николай Ярушевич

Митрополит Николай (Ярушевич) в Преображенском храме и другие фото Владыки, 1940-1960е гг.


В начале 1960-х Преображенская церковь была одним из самых заметных и почитаемых храмов Москвы.

В секретном докладе Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР «О положении и деятельности церкви на территории г. Москвы и Московской области (за 1962 год)» Преображенская церковь отмечена как «наиболее активно» действующая. Здесь же сообщается, что крещений в ней было совершено 993, отпеваний – 236, венчаний – 17.

«Регистрационная анкета» (январь 1960-го) из специального «Регистрационного дела» Преображенской церкви дает следующие сведения: храм находится по адресу: Преображенская пл., 11, имеет площадь 411, 65 кв. м.; вместимость – 1648 чел.; последний капитальный ремонт проводился в 1957 году; здание «в хорошем состоянии», на государственной охране не состояло, имеет 9 колоколов; церковные службы проходят «ежедневно с 8.00. до 11.00, всенощные – с 18.00»; «количество посещающих – в будни до 100 чел., в воскресенье – полный храм».


ИСТОРИЯ ОДНОГО ВЗРЫВА

В 4 часа утра 18 июля 1964 года жителей Преображенской площади и ее окрестностей разбудил страшный грохот. Многие знали, что в эту ночь должны были взорвать старинную церковь Преображения, якобы мешавшую строительству метро. Как вспоминали очевидцы, храм как будто приподнялся над землей и – рассыпался в воздухе.

В конце весны 1964 года молва о сносе церкви прокатилась по всей Москве. Люди стали писать письма в защиту церкви, собирали подписи. Обращались в райисполком, райком партии, в Моссовет. Незадолго до взрыва секретарь райкома партии заверял собравшихся у храма, что взрывать не будут, что можно расходиться.


Фотографии 1964 года. Видно, что храм уже обнесён забором.

Фотографии 1964 года. Видно, что храм уже обнесён забором.



В отчаянной попытке спасти свой храм люди окружили его, а некоторые заперлись внутри, став его живым щитом. Прихожане целую неделю не давали рабочим подойти. Здесь же были бабушки — "белые платочки", стоявшие на страже Церкви в безбожные годы.

Власти заверили прихожан, что с храмом ничего не случится, и многие, доверившись честному слову райкома, поехали тогда в Сергиев Посад — на празднование памяти прп. Сергия Радонежского. В ту же ночь церковь была взорвана. Этот взрыв так и остался единственным в хрущевское, да и послехрущевское, время фактом уничтожения действующей церкви в Москве. Это была, что называется, «последняя жертва».

Преображенская площадь стала очередным безликим перекрёстком с кинотеатром, магазинами и прочими благами социализма, утратив свой исторический духовный центр…



СУДЬБА ПРИХОДА

После разрушения храма Преображенский приход не перестал существовать – его община сохранила статус зарегистрированной религиозной организации. Эта «милость» властей, видимо, была следствием обращения Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. Милость властей, однако, была обманчивая. Верующим не предоставили для богослужений другой закрытый храм в Москве, а заставили их делить с другой православной общиной соседний действующий храм – церковь Воскресения Христова в Сокольниках, куда были перевезены святыни и имущество Преображенской церкви.

Идея воссоздания храма последних десятилетий тесно связана с именем архитектора-реставратора Игоря Русакомского. Игорь Климентьевич был не просто автором идеи. Он долгие годы являлся душой этого предприятия, его главной движущей силой. Был агитатором, переговорщиком, пропагандистом, предводителем – всем. К счастью, он был не один.


Игорь Русакомский

В 1999 году была зарегистрирована община Преображенской церкви. Можно долго рассказывать о бесконечных уговорах чиновников, о добывании согласования с метрополитеном, о поддержке идеи восстановления храма покойным Патриархом Алексием II, о поддержке Москомнаследия и Москомархитектуры. О постановке фундаментов храма на государственную охрану как памятников истории и культуры, об установке на площади памятного креста, об организации здесь 19 августа ежегодных праздников – с молебнами и воинскими парадами. О собирании воспоминаний прихожан, о поисках крупиц информации в архивах. Это был многолетний титанический труд.


ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ХРАМА

В 2008 году настоятелем Преображенского прихода был назначен протоиерей Владимир Волгин. И он убедил окружную власть не противиться исторической правде. Приехал однажды на Преображенку, ездил с префектом по району, осматривал «альтернативные» площадки, разговаривал, убеждал. Убедил.

17 июля 2009 года правительство Москвы издало распоряжение о воссоздании церкви Преображения «при полной идентификации и научной достоверности восстанавливаемых архитектурных форм». Потом были археологические раскопки: фундаменты храма показались из-под земли, можно было спуститься в подвал, где ничего не изменилось с той самой ночи на 18 июля 1964-го; в углу валялась железная бочка, должно быть, опрокинутая взрывной волной. Потом начались поиски денег и строителей; изначально приняли решение, что церковь будет восстанавливаться не на бюджетные деньги, а на благотворительные пожертвования. Существенную помощь оказал тогда вице-мэр Владимир Ресин.

А потом приступили наконец к строительству, которое долго не могло продвинуться дальше перекладки коммуникаций нулевого цикла. Это был еще один титанический труд.


Восстановление храма

Восстановление храма

Восстановление храма


Храм восстановлен не в первоначальном виде, а в том обличии, в каком его застал взрыв: по обмерным чертежам 1883 года и фотографиям XX века. Соблазна приукрасить старину избежали. «Что бы ни говорили, – подчеркивал Игорь Русакомский, – что старинный храм-де был недостаточно художественно совершенным, недостаточно «декоративным» – мы не пойдем против истории, мы воссоздадим именно тот образ храма, который стал святыней для нескольких поколений православных верующих».


Восстановление храма

Игорь Климентьевич Русакомский

Игорь Климентьевич Русакомский


Восстановлением храма руководил Попечительский совет Благотворительного фонда «Храма Преображения Господня на Преображенской площади» (сопредседатели – Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева и депутат Государственной думы России Владимир Ресин).

Воссозданный храм приподнят на небольшой подиум; в цокольном этаже сохранен и экспонирован драгоценный артефакт – подлинный белокаменный фундамент Преображенского храма 1768 года.


Восстановление храма

Восстановление храма

На завершающем этапе работ все финансирование взял на себя создатель Музея Русской иконы Михаил Абрамов. Он пожертвовал значительные средства на восстановление иконостасов главного храма и приделов, росписи, отделки интерьеров и изготовления колоколов. Облик и декор храма воспроизведены точно, а постановка здания на подиум позволит ему не затеряться на нынешней Преображенской площади, окруженной новостройками.


Михаил Абрамов


Такое архитектурное решение имеет и символическое значение – подиум напоминает пьедестал: ведь новый храм – это своеобразный памятник историческому прошлому. Никто не строит заново XVIII век: происходит возвращение памяти места.

8 мая 2015 года, накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Чин великого освящения храма Преображения Господня и Божественную Литургию в новоосвященном храме.

Освящение храма

Центральный престол храма освящен в честь Преображения Господня; северный – в честь святого благоверного князя Александра Невского; южный – в честь святых апостолов Петра и Павла, а также два стилобатных придела в честь святителя Николая Чудотворца и апостола Андрея Первозванного с купелью для крещения взрослых.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам торжественного богослужения с Первосвятительским словом:

«Возрождение Преображенского храма, его великое освящение в канун 70-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне – это событие очень большого исторического масштаба, имеющее огромное символическое значение. Достаточно сказать, что Преображенский храм был последим храмом, разрушенным в годы лихолетья. А храм на этом месте был действующим — он использовался по прямому назначению, он не был заброшен, здесь не было ни склада, ни каких-то учреждений.

В храме была живая православная община, возглавляемая митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, выдающимся церковным и общественным деятелем послереволюционной России.

В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны здесь, на богослужениях, совершаемых митрополитом Николаем, собирались тысячи людей, которые даже не могли войти в этот храм, — они стояли вокруг, это был остров надежды. Сколько здесь проливалось слез, какие горячие молитвы возносились за спасение Отечества, за победу, за жизнь родных и близких! И все это было попрано и разрушено без каких-либо существенных видимых причин…

Возрождение этого храма стало делом особой важности, потому что должна была восторжествовать историческая справедливость. Мы сегодня строим новые храмы. Но если б это святое место оставалось памятником эпохи разрушения храмов, то было бы неспокойно на душе. И потому я сердечно благодарю всех, кто инициировал сам процесс, заставил задуматься и общественность, и власти о необходимости строительства этого храма. Я еще выражу свою благодарность тем, кто особо потрудился. А сейчас я хотел бы передать в дар храму нерукотворный образ Христа Спасителя. Пусть он напоминает тем, кто будет здесь служить и молиться, о сегодняшнем замечательном событии, которое совершилось в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне, – о восстановлении порушенного храма, храма-памятника героям-преображенцам, храма русского воинства».

С тех пор храм открыт, и богослужения совершаются ежедневно: 

  • в будни Часы и Литургия в 7.30 (Исповедь в 7.00), вечернее Богослужение в 18.00; 

  • по воскресеньям и праздникам ранняя Литургия начинается в 6:30, поздняя - в 9.00 (Исповедь в 8.30), в субботу Всенощное бдение в 18.00 (Исповедь в 17.00).

Храм живет активной приходской жизнью с большим количеством детей и молодежи.

прот. Борис Потапов

Праздник Преображение Господня в храме


УКАЗОМ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА С 1 ИЮНЯ 2015 ГОДА НАСТОЯТЕЛЕМ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НАЗНАЧЕН ПРОТОИЕРЕЙ БОРИС ПОТАПОВ.










<< Назад к списку