Таинство Евхаристии (с греч. - «благодарение»), или Причащения – это великое Таинство Церкви, которое происходит на Ее главном Богослужении - Божественной Литургии. В этом Таинстве под видом хлеба и вина, мы Причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа, непостижимым и таинственным образом соединяясь с самим Богом. По-русски Евхаристия называется «Причастием», так как через Него верующие становятся непосредственно причастными Богу.
Это Таинство накануне своих крестных страданий и распятия установил Сам Господь Иисус Христос на Тайной Вечери. Спаситель и Его ученики собрались в Сионской горнице, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу, но Господь вложил в нее новый смысл. Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).
Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это Таинство. Таким образом, Евхаристия началась на Тайной Вечери и продолжается до сих пор, распространившись на всю вселенную. Таинство Евхаристии стало той основой, на которой строилась и утверждалась христианская Церковь.
Евхаристия не есть просто воспоминание того, что происходило когда-то около двух тысяч лет назад. Это реальное повторение Тайной Вечери. И на каждой Евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.
Хлеб и вино являются веществом бескровной жертвы. Кровные жертвы приносились до прихода в мир Господа Иисуса Христа, это прообразовательное пролитие животной крови. Страдания Христа на Голгофе и есть то, что прообразовывалось кровными жертвами до прихода в мир Спасителя. С тех пор, как пролилась Христова Кровь, нет более нужды приносить в жертву о наших грехах животных. Их кровь была заместительной: согрешил я - зарезали ягненка. А Христос и есть Агнец Божий, Который взял на Себя грехи мира и пролил кровь ради всех нас и ради тех, кто жил от Адама до сего дня. Христос принес всесовершенную и довольную жертву для спасения всякого верующего человека.
С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают жертву в воспоминание Жертвы Христовой, и для приобщения Его Тела и Крови.
Святая Церковь говорит нам о том, что после призывания в молитве священника и сошествия Духа Святого на хлеб и вино, приносимые Богу в виде даров, они становятся истинным Телом и Кровию Господа Иисуса Христа, сохраняя все физические свойства хлеба и вина.
Таким образом, Христос пребывает с нами телесно, действенно, живо, реально и таинственно! В Таинстве Евхаристии, Сам Господь садится на «престол» в сердце человека и воцаряется там. Он начинает наводить в сердце порядок, просвещает его Своим светом, потому как самим разобраться с тем, что происходит в нашем сердце, мы не можем. Снисхождение Христа в глубину нашего сердца можно уподобить Его снисхождению во ад, где Господь просветил светом Евангелия находящихся и освободил заключенные там души. Мы можем также сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно*.
Об обязательности Причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56). Никакие другие действия и усилия не могут соединить человека с Богом так, как Таинство Евхаристии.
К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Перед Причастием верующие соблюдают пост* и совершают определенное Церковью и составленное святыми отцами молитвенное правило*. Причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому Таинству Церкви. Само по себе Причастие еще не означает автоматического приобщения к Богу. Должна быть искренняя вера во Христа, и благоговение перед Жертвой Спасителя, и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара. Через Таинство Исповеди мы должны примириться с Богом, покаявшись в своих грехах и искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших». По возможности примириться с ними и с теми, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Ведь Причаститься можно и недостойным образом, в осуждение себе. Прообраз такого печального Причащения – участие в Тайной Вечери Иуды: «И после сего куска [Причастия] вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему». (Ин. 13: 27-28).
Причастившись, человек призван ограждать свою душу от грехов и страстей, хранить в себе и возвещать собой Бога, которого он принял в Таинстве Евхаристии.
* Частоту Причастия, меру поста и молитвенное правило важно обсудить с тем священником, к которому Вы обращаетесь за советами, и который знает специфику Вашей жизни.
Ответы батюшки на вопросы с чаепитий
Список некоторых вопросов, которые задавались священнику на чаепитиях для молодежи и его ответы на них.Подробнее »
Список литературы для новоначальных
Литература, рекомендуемая к изучению для новоначальных: Священное Писание и толкования на него, творения святых отцов, художественная литература.Подробнее »