Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

<< Назад к списку тем



ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Один из плодов молитвы – мир в душе и покой.­ С другой стороны говорят, что нельзя доверять ощущениям от молитвы. Нельзя ничего чувствовать и представлять. Получается даже мир и покой может быть ложным?

2. В «Крестоношении» Брянчанинова есть мысль, что цель молитвы достигнуть покаяния, а не святости. Насколько это однозначная цель молитвы?
Тогда цель молитвы однозначно покаяние?

3. Слышал в проповеди протоиерея Андрея Ткачёва, что молитва за других несет в себе определённую духовную опасность: молящийся разделяет скорби того, за кого молится. Сталкивался и с противоположной позицией, что всё это безопасно, и молиться за других можно много. Скажите, пожалуйста, как адекватно воспринимать этот вопрос? Есть ли какая-то реальная опасность?

4. Моя молитва Богу и святым чаще всего рассеянная. Встаю на молитву с настроем, как мне кажется, и часто в процессе молитвы мысль куда-то уводит, останавливаюсь, крещусь и начинаю молиться снова с того места, откуда пошла рассеянная и невнимательная молитва. Батюшка, как же мне с этим справиться? Слышит ли Бог такие молитвы?

5. Как справиться с отвлечением внимания от молитвы?

6. Можно ли вечернее правило разбить на части, если сразу понимаю, что все сразу читаю без должного внимания, стараясь побыстрей прочитать?

7. Подскажите, как и где правильно сделать уголок для икон в комнате?

8. Вечернее правило нужно читать строго перед сном или можно раньше него?

9. Что делать, когда на утренних и вечерних молитвах ум рассеивается? Можно ли прочитать несколько молитв, при этом действительно молясь, а не просто вычитывать?

10. Какой молитвой молиться в момент искушения?

11. Какая молитва угодна, а какая нет?

12. Скажите, как молиться за дедушку, если не знаешь жив он или нет, дома и в записках?

13. Можно ли читать вечернее правило перед ночной литургией?

14. Как сосредоточиться на молитве, если мысли все время убегают?

15. Как лучше читать молитвенное правило - вслух или про себя? При чтении вслух получается лучше сосредоточится, но ведь это считается самым начальным уровнем молитвы?

16. Что такое умная молитва?

17. Если просыпаешься во сне от мысли, что молишься во сне Пресвятой Богородице, – это действие лукавого? Это не реальность, это сон? Опасаться этого? Как правильно поступать?

18. Что означает фраза «Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него»? На кого «укрепихся» в этом контексте?

19. В 4-й молитве Последования ко Святому Причастию есть грехи, которые никогда не совершал. Нужно ли читать их? Если нет, то как тогда читать эту молитву?

20. Вызывает легкое недоумение адресность во время молитвы. Вот Христос, Сын Божий, но Он же и есть Бог и тут же Троица. При этом Святому Духу молитва отдельная. “Отче наш” молимся Отцу, а потом Троице, которая едина. Понятно, что солнце едино, но разделяется на свет, тепло и само тело солнца. Но может быть как-то еще поясните? Как-то даже кажется в мусульманстве проще и понятней – Бог един.





ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ


1. Один из плодов молитвы – мир в душе и покой.­ С другой стороны говорят, что нельзя доверять ощущениям от молитвы. Нельзя ничего чувствовать и представлять. Получается даже мир и покой может быть ложным?

 Когда Силуан Афонский говорит, что плод молитвы – мир в душе и покой (не только он это говорит), конечно, имеется в виду долгоиграющий эффект, продолжающийся эффект. Не то, что я вот прочитал сейчас 10 раз «Отче наш»  или «Иисусову молитву» и вдруг благость такая, на три минуты ровно, пока меня кто-то не дёрнул, и я сразу взвился, конечно, ни о каком покое речь уже не идёт. Нет, конечно, мы стараемся не доверять в молитве своим ощущениям потому, что мы не ищем ощущений вообще. Правильно пишет, нельзя ничего чувствовать и представлять. В молитве мы ищем только сосредоточенности, только внимания. Дальше…Господь научит, что дальше, это точно. Мир и покой тоже могут быть ложными, конечно. Простите, покой, у кого-нибудь йога, который на горячих углях стоит и улыбается и покой христианского подвижника, который делает Иисусову молитву, безусловно имеют разную природу. В одном случае это может быть бесстрастие, в другом - презрение, в одном - рассеянная молитва, в другом - отключение сознания и так далее. То есть плод молитвы: мир и покой, имеется в виду продолжительный мир и покой. Кончилась молитва, а я всё равно мирный в отношении ближнего своего и, условно говоря, супруга ещё сегодня меня раздражала, тут я помолился и вроде как к ней спокойнее отношусь. Вот это вот. А не то, что я помолился, вышел, супруга что-то мне сказала, а я про себя: “Нет, ты спокоен, спокоен”. А потом как начну орать на неё. Значит, плоды потерял? Ничего я не терял и не приобрёл ничего. Вот что имеется ввиду.

(Чаепитие 08.10.2020)

2. В «Крестоношении» Брянчанинова есть мысль, что цель молитвы достигнуть покаяния, а не святости. Насколько это однозначная цель молитвы?

Что значит, искать в молитве святости? Вот мы сейчас слышали, что Силуан Афонский тоже говорит, что молитва приводит к покаянию и молитва сохраняется покаянием. А как искать святости в молитве? Я помолился, и теперь я святой? Я теперь могу ходить по водам, могу чудо творить и стать начальником ангелов? Я просто не понимаю, как молитва может дать святость?
Тогда цель молитвы однозначно покаяние?
Покаяние охраняет молитву. Покаяние не даёт начать о себе что-то думать и впасть в прелесть. Покаяние – это охранительная мысль при молитве и вообще, как святые отцы говорят: надо искать не смеха и радости, а плача. Человеку должно быть свойственно больше плакать на земле, чем радоваться. Это на небе мы будем уже радоваться непрестанно. Я не понимаю, что значит однозначная цель молитвы? Цель молитвы – обратиться к Богу. Молитва бывает разная. Молитва бывает просительная, благодарственная, покаянная. В литургии есть прошение: заступи, спаси, помилуй. Это просто мы просим об общем Божьем покровительстве. А, допустим, ангела мирного, о плавающих, о благословении воздухов молимся конкретно, понимаете? А есть прошение более духовное, то есть не о воздухе в окружающем мире, чтобы нам было тепло и сухо, чтоб хорошо трава росла, пшеница всходила, яблоки зеленели на дереве, - вот благословение воздухов, а молимся о каких-то духовных дарах в других молитвах, на той же литургии. Цель молитвы – общение души человека с Богом, а общение бывает разным. Вот как говорил Силуан Афонский: покаяние охраняет молитву. И высшая молитва – это благодарность. А как благодарственная молитва может быть не покаянной? Если я благодарю Бога, значит, я смиряюсь перед Богом, я ставлю себя ниже Того, Кого благодарю. Значит я прихожу в покаянное состояние. Покаяние – это не то, что я каюсь в блуде, в пьянстве, покаяние имеется ввиду, как изменение человека.

(Чаепитие 08.10.2020)

3. Слышал в проповеди протоиерея Андрея Ткачёва, что молитва за других несет в себе определённую духовную опасность: молящийся разделяет скорби того, за кого молится. Сталкивался и с противоположной позицией, что всё это безопасно, и молиться за других можно много. Скажите, пожалуйста, как адекватно воспринимать этот вопрос? Есть ли какая-то реальная опасность?

Во-первых, я, конечно, очень не люблю, когда в вопросе звучат какие-то имена. Потому что, знаете, вот такое ощущение, что вы меня сталкиваете, условно говоря, лбом, в данном случае, с протоиереем Андреем Ткачёвым. Знаете, как говорят, кто о чем, а вшивый о бане. Я – о святых отцах. Даже отец Иоанн Крестьянкин говорил, что то, что я говорю, я говорю конкретным людям. Точнее, конкретному человеку, в конкретной ситуации, в конкретных обстоятельствах, в конкретное время. Понятно, что даже этот же самый великий старец этому же самому человеку через какое-то время может дать совершенно противоположный совет. Почему? Потому что время изменилось, потому что ситуация изменилась. И то, что было уместно тогда, сейчас неуместно. Конечно, если Вы говорите, что Вы слышали в проповеди, это немножко другое. Когда человек говорит проповедь (а проповедь, конечно, является публичным выступлением, это уже обращение не к конкретному человеку, а ко всем, общее), то надо быть гораздо внимательнее и стараться, чтобы твой ответ, действительно, был общим. Точно так же, как ко мне приходит первый раз какой-то человек, допустим. Я его совершенно не знаю, я с ним ещё не общался. Я ему даю самые-самые общие ответы. Вот так, как говорится, верхушки по святым отцам. Потому что не знаю ни силы, ни опыта, ни знания этого человека, ни на что он готов пойти.
Молитва, конечно, несёт духовную опасность. В каком смысле? Только в одном, что дьявол может за эту молитву мстить. Говорить, что у тебя будут такие же скорби… Допустим, человек болеет. Я буду за него молиться, что я буду болеть? Ну, это смешно. Человек, допустим, наркоманит. Я молюсь за него и что, стану наркоманом? Ну, это несерьёзно. То есть, разделять скорби того, за кого молятся, такого точно не бывает. Но то, что дьявол может воспрепятствовать этой молитве – это точно. Но здесь, если мы молимся чисто, без тщеславия, без гордыни, без самолюбований (“ой, какой я хороший, вот я молюсь за бедного несчастного человека”), то Господь покроет нас, и никакого зла мы не понесём. А если понесём, то давайте вернёмся к тому, что я только что читал: «Слава Богу, что Господь послал мне эту скорбь. Значит, она мне нужна, значит, она полезна моей душе». Как Силуан: о голове молился – не проходит, а кость вышла сразу. Сразу вышла, через мгновение, как помолился, после того как она застряла. Она же не торчала у него в груди полдня или несколько часов. Сразу вышла, потому что помолился, потому что это было полезно ему. Вот и всё. И он на основании скорости выхода из его организма этой кости, понял (точнее, не просто понял, он это и знал до этого, но просто ещё больше утвердился), что головную боль ему полезно терпеть. И он стал её терпеть дальше с удовольствием. Не с удовольствием, конечно, а со смирением, с терпением. Вряд ли от этого он испытывал удовольствие. Поэтому молимся мы по любви. Тот же Силуан Афонский говорил: «Молиться за людей – это кровь проливать». А если с тебя не капает кровь, когда ты молишься, то это и не молитва, то это так просто, такое самолюбование: вот какой хороший я, помолился. А ты молись, когда не хочется, когда тяжело, когда хочется спать, допустим, когда устал. И молись не просто: «Господи, помилуй того-то человека» – и быстрей под одеяло. Прочитай за него кафизму, канон, акафист, поклоны положи, то есть, потрудись. Вот это тогда будет молитва. А то, что нам ничего не стоит, ничего не стоит и Господу. Господь сказал, что богатые от избытка клали много в сокровищницу храма, а бедная вдова две лепты положила. Но она положила всё свое пропитание, поэтому она положила больше всех. Поэтому, положи что-то.

 (Чаепитие от 24.12.2020) 

4. Моя молитва Богу и святым чаще всего рассеянная. Встаю на молитву с настроем, как мне кажется, и часто в процессе молитвы мысль куда-то уводит, останавливаюсь, крещусь и начинаю молиться снова с того места, откуда пошла рассеянная и невнимательная молитва. Батюшка, как же мне с этим справиться? Слышит ли Бог такие молитвы?

Кто-то из старцев сказал: «Как Бог услышит твою молитву, если ты сам ее не слышишь?» Если ты сам молишься небрежно, лишь бы отмолиться, то зачем будет Бог ее слышать? Но тем не менее, Бог слышит и такие молитвы. Бог знает мою меру, знает мои силы, знает мои немощи, Он все знает, прекрасно все знает Бог.
Но вот я не рекомендую, когда вы возвращаетесь на то место, где вы отвлеклись. У меня, к сожалению, было несколько таких эпизодов, когда люди в буквальном смысле сходили с ума из-за этого. Один человек у меня, допустим, читал утренние молитвы пять часов подряд, потом буквально, перекусывал, что-то делал и начинал читать вечерние молитвы, чтобы лечь спать в каком-то обозримом будущем, зная, что это тоже будут пять часов. В результате сошел практически с ума. Наша молитва, даже рассеянная, это молитва, это не черновик, не преддверие будущей молитвы.
Так же, как знаете, мой сегодняшний завтрак – это не завтрак, который я попробовал, а вот следующий завтрак будет хороший, вот завтра я позавтракаю уже по-настоящему. Сегодня я так рассеянно подошел к нему, не приготовил, мало съел, или много съел, не важно, сегодня как-то не так пошло, завтра поем нормально. Я сделал сегодняшнее дело, сегодняшняя молитва моя была такая, печально, что она была рассеянная - значит я мало получил от нее, завтра молитва моя будет другой, может быть более рассеянной, может быть менее рассеянной, она будет другой, она уже будет новой молитвой, новым обращением моим к Богу.
Я должен в молитве учиться молиться, я не должен как будто бы делать черновик. Когда мы начинаем возвращаться, прочитал рассеянно – вернусь, а если еще раз рассеянно прочитал, еще раз обращаться? А если еще раз? Сколько раз? А как оценить вообще степень рассеянности? А когда я прочитал по-настоящему, правильно? Это как? Со слезами, с полным упованием на Бога, когда при этом я вижу Ангелов Божьих? Так я и буду читать пять часов утренней молитвы, перечитывая.
Просто надо изменить отношение к молитве, надо понять, что молитва – это способ общения с Богом, это не зубрежка, это не бубнежка, это не трата времени, это не обязанность, это радость, которую Господь дает, что мы можем с Ним пообщаться. Как еще с Богом пообщаться? Мы не можем с ним вместе поесть, погулять, мы можем с ним только помолиться вместе.
Поэтому молитва часто бывает рассеянной у всех, и святые отцы просили молитву. Но научиться, как сказал афонский старец, который живет в келье: «Научиться молиться можно только в молитве», по-другому не научишься молитве. Чем больше я раз помолился, тем лучше моя молитва будет в будущем. А если я не молюсь, раз рассеянная – значит рассеянная, значит не буду больше молиться, так и останется рассеянной навсегда. Бог слышит все молитвы. Справиться с этим, что вы спрашиваете меня, можно только одним - тем, что больше, больше, больше молиться.

(24.05.2020 "ЧАЕПИТИЕ ONLINE" c о. Борисом)

5. Как справиться с отвлечением внимания от молитвы?

Когда-то к нам приходил отец Никодим на чаепитие и сказал, что научиться молитве можно только если молишься, только в молитве. Как научиться водить машину? Надо начать водить машину. Да, можно в начале на тренажерах позаниматься, слава Богу есть такие. Советы послушать. а потом человек начинает ездить. Так и с молитвой. Невозможно научиться молитве теоретически. Знаете, кстати у меня был такой путь, я пытался научиться молитве в первое время не молясь, я читал книги и думал что-то не получается, что-то знаю теорию, знаю, куда надо подбородок поставить, как и сколько раз молитву прочитать, только ничего не молится мне. Вот, а потом стал больше заниматься практикой, чем теорией и дело постепенно пошло. Не сразу, на это уходят годы. Но, с другой стороны, мы русскому языку учились годы и математике годы и письмо мы сразу в первом классе не освоили, кто-то почерк свой ставил вплоть до окончания школы. Кто-то не поставил и до сих пор пишет кривульками. Да, поэтому научиться молитве можно только в молитве. Молитесь. 

(Чаепитие от 01.05.2020)

6. Можно ли вечернее правило разбить на части, если сразу понимаю, что все сразу читаю без должного внимания, стараясь побыстрей прочитать?

Вечернее правило занимает 15 минут, правильно? Кто-то, может быть, что-то добавляет? Ну это максимум 20 минут получается. На что разбивать? Если на четверти разбивать, ну что это? По 3 минуты что ли? Ну что мы совсем что ли немощные? Так у вас возникнет навык все разбивать, разбивать, мельчить. 3 минуты это 30 Иисусовых молитв. Это один круг четок небольших. Да это время пролетает, не успеваешь сосредоточиться толком. 3 минуты, наверное, это начальные молитвы с «Трисвятое» по «Отче наш» и тропари «Помилуй, Господи, помилуй нас». Прерываться? Я думаю, что это неправильно разбивать такое малое наше вечернее правило на части. Допустим, если после правила вы хотите прочитать какой-нибудь канон, акафист, наверное можно уже прервать, но опять же, как прервать? Вот нам кажется, что мы сейчас пойдем, поедим, посмотрим телевизор, в интернете со всеми попереписываемся, а потом вернемся. Вы знаете, у меня бывали случаи, когда я по какой-то причине прерывал свое правило. Допустим прочитывал малое повечерие, потом прочитывал канон ко причастию. А вечернее правило, думаю, потом прочитаю. И предавался каким-то мирским делам: общению, беседам, интернет-новостям, на почте чего-то там надо ответить кому-то, и т.д. Потом за уши себя вытаскиваешь и опять начинаешь себя настраивать на молитву, потому что всё, ты развеялся. Ведь Иосиф Исихаст прямо говорит: «Если хочешь вечером хорошо помолиться, сосредоточенно, постарайся в течении дня не иметь каких-то впечатлений». А если я молитву разбиваю, разрываю, как бы сказать, на две части вечернее правило, которое пусть 20 минут. 10 минут помолился. Для чего я разбил? Если я разбил, допустим, с четками помолиться и пытаться собраться? Это, наверное, одно. Я не получил новых впечатлений, которые мне потом будут мешать молиться. А если я с кем-то попереписывался, с кем-то чаю попил, телевизор посмотрел, у меня новые впечатления. Я пока в молитву войду, я буду опять делать над собой усилие. Могу сказать, что разбивать правило молитвой по четкам может прийти в голову только тому человеку, который никогда не молился по четкам. Потому что сосредоточить свой ум на Иисусовой молитве гораздо сложнее, чем в том молитвослове, в тех правилах, которые нам дали святые отцы, потому что в молитве Иисусовой через 5 молитв, если нет навыка, происходит вхождение в ритм, и тебя уже выбрасывает из этой молитвы, если ты усилием воли не возвращаешь себя в эту молитву. Поэтому, допустим, я наоборот молитву Иисусову могу разбивать, например, вечерним правилом, кафизмой, поклонами и т.д. для того, чтобы освежить свой ум. Мы все относимся к вечернему правилу, как к чему-то очень ненужному. Вы не понимаете, насколько это тонкий инструмент, который настраивает душу в правильное состояние духовности. И вот, допустим, ту же Иисусову молитву делать после вечернего правила или до вечернего правила – это две большие разницы. Ты входишь в это состояние, так сказать. Иисусова молитва после правила идет лучше. Я знаю афонские правила бдения. Там Иисусова молитва всегда разбивается каким-то очень простыми вещами. Допустим, чтением 12 псалмов. Есть такой чин – чтение 12 псалмов. Эти 12 псалмов разбиваются на 4 части. Очень логично. После каждой части можно, например, полчаса молитву Иисусову читать. И получается такое небольшое бдение на два с половиной часа. Очень полезно. И оно, как бы сказать, получается сосредоточенное. А просто так разбивать, для того, чтобы помыть посуду или приготовиться ко сну, мои хорошие, этого не стоит делать. Наоборот, старайтесь выбрать столько времени, чтобы правило за один раз прочитать.

(Чаепитие 01.08.2018)

7. Подскажите, как и где правильно сделать уголок для икон в комнате?

Красный угол, то есть красивый угол. Обычно самый торжественный, нарядный, который в глаза бросается. Какой угол? Допустим, человек входит в ту дверь, что он перед собой видит? Вот этот угол и вот эта стена. Не обязательно угол, это может и просто стена быть. Та, что действительно, на самом виду. Что выдает чувство хозяина, тот угол и красный. Не обязательно уголок, можно и на стене иконы разместить.

(Чаепитие 01.08.2018)

8. Вечернее правило нужно читать строго перед сном или можно раньше него?

Вечернее правило лучше читать тогда, когда мы к этому готовы. Если я ложусь спать обычно в час или в два часа ночи и уже ну ничего не соображаю, прочитайте правило в 12, в 11, в 9, в 10. У всех разные распорядки. Кому-то проще прийти и прочитать правило, и потом приготовить ужин, поесть и лечь спать, - пожалуйста. Выбирайте лучшее время. Когда вы максимально готовы.

(Чаепитие 04.01.2018)

9. Что делать, когда на утренних и вечерних молитвах ум рассеивается? Можно ли прочитать несколько молитв, при этом действительно молясь, а не просто вычитывать?

А как вы определяете, когда вы действительно молитесь, а потом начали вычитывать? Так вы укрепитесь и продолжите до конца уже! Не просто вычитывать! Безусловно, вычитывать никому не нужно! Ни Богу, ни нам. Точнее Богу точно не нужно, а нам, может быть, как упражнение, нужно. Человек начинает, допустим, бегать. Ну, допустим, на средние дистанции 400-800 метров. Понимает, что бегает, в общем, посредственно, что есть спортсмены, которые бегают хорошо, прибегают первые. Он раз бежит – прибегает последний, два бежит – прибегает последний. Ну, если он скажет, что вроде 100 метров у меня хорошо получается, буду бегать 100 метров или там, 200 метров, то рано или поздно он и там начнет проигрывать, потому что не понял смысла тренировок. Что он должен упорствовать. Он должен упираться, он должен бегать не 400-800, а 1,5 и 3 км, чтобы научиться выдерживать дистанцию. Поэтому, когда наш ум рассеивается на молитвах, я приведу такую цитату, преподобный Иосиф Исихаст сказал: «Если хочешь вечером хорошо помолиться, постарайся в течение дня иметь как можно меньше впечатлений».
За счет чего наш ум рассеивается? За счет того, что мы, допустим вечером, начинаем обдумывать, что было с нами днем. Или, допустим, утром начинаем уже жить будущим. Утром ум достаточно спокоен. Или, допустим, нам что-то приснилось. Вот, я верю в сны и вот я начинаю вместо молитвы этот сон анализировать. Ну, или допустим, ничего не приснилось, начинаю думать, как мне день запланировать? Сейчас я сделаю то, сейчас это. Сейчас я уже не успеваю. Сейчас, вот надо быстрей кофе попить. Сейчас надо такое платье надеть, накрасить себя и т.д. И вот начинается. Я себя специально рассеиваю. На самом деле никто наш ум специально не рассеивает. Мы рассеиваем. Над нашим умом не вольны бесы. Они могут что-то вбрасывать, но дальше мы сами уже подхватываем. Вот, поэтому лучше читать полное правило, это как упражнение, как духовное упражнение.

(Чаепитие 11.01.2018)

10. Какой молитвой молиться в момент искушения?

Любой. Когда человек упал или ребенок разбил лоб, допустим. Он не выбирает слова, он бежит к маме. Он кричит: «Аааа!» Поэтому, на самом деле, когда у нас искушение, неважно кому вы будете молиться. Даже неважно кому вы будете молиться: Богу или Божией Матери, святым каким-то. К кому чувствуете большую любовь, к кому чувствуете сейчас большее движение, так и молитесь. Это уже потом, когда отпустит, когда уже пришел ребенок к маме и маме уже разбирается, как ему перебинтовать, помазать, конфетку дать, по головке просто погладить.

(Чаепитие 11.01.2018)

11. Какая молитва угодна, а какая нет?

Богу угодна молитва, во-первых, обращенная к Нему, а не к себе, не к своему «достоинству», не к своему представлению о Боге. Люди искренне считали идолов богами и к ним молились. Бог не принимал такую молитву. Хотя можно было сказать: «Что же они не знают, как молиться»? Вот они так молились идолам, наоборот, это было мерзко в очах Бога. Даже в истории Ветхого Завета многократно видим, как Он за это наказывает. То есть надо молиться именно Богу. Такая молитва угодна Богу.
Второе, в молитве не должно быть гордости. Что, вот это вот, я такой хороший обращаюсь к Богу.
И третье, по учению Святых отцов, я забыл. Потом, если вспомню, скажу. Сейчас не могу вспомнить.

(Чаепитие 11.01.2018)

12. Скажите, как молиться за дедушку, если не знаешь жив он или нет, дома и в записках?

Молитесь о здравии. Если мы не знаем жив он или нет, у Бога все живы. Даже если он умер, мы все равно молимся о здравии, если не знаем точно. Когда человек без вести пропадает, ещё что-то – молимся о здравии. 

(Чаепитие 25.01.2018)

13. Можно ли читать вечернее правило перед ночной литургией?

Ну, конечно, можно. Можно всегда молиться. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь». Я считаю, что даже это больше не то, что можно, это нужно читать. Ну как? Литургия, по сути дела, – это уже новый день. Собственно, в Ватопеде, и вообще, монастырях, они читают, если у них ночные службы какие-то, бдения, то они читают все молитвы перед службой, конечно же.

 (Чаепитие от 24.12.2020)

14. Как сосредоточиться на молитве, если мысли все время убегают?

Когда я спрашивал об этом же отца Ефрема, игумена монастыря Ватопед (на Афоне), он мне напомнил слова отца Иосифа Исихаста, который говорил: “Чтобы вечером хорошо молиться, не рассеянно, без каких-то мыслей, нужно стараться как можно меньше иметь в течение дня впечатлений”. 
Мы же живем по совершенно другому принципу. Стараемся заполнить каждую минуту, каждую секунду какими-то впечатлениями, эмоциями. Если у нас выдается свободная минутка, мы лезем в телефон, смотрим новости, еще как-то развлекаемся. Мы наполняем вполне сознательно свою душу разными впечатлениями. Как только мы это делаем, вечером никакой сосредоточенной молитвы не будет. Потому что во время молитвы эти образы будут возвращаться. Не просто так во всех молитвословах написано: “восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно… подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное… и без поспешности, со вниманием сердечным” помолись Богу. Для чего? Чтобы не было впечатлений, отвлекающих помыслов.
Второй момент. Вы наверняка тоже с этим все сталкивались. Когда мы начинаем молиться, к нам приходят разные мысли. И порой думаешь, вот как здорово, какая умная мысль! Вот так вот и надо будет сделать! Вот так вот спланировать сегодняшний день, вот так вот поступить… Заканчиваешь молиться, и понимаешь, что мысль оказывается такая пустая. Но она показалась такой привлекательной во время молитвы, потому что лукавый тоже пытается действовать, и под видом красивой мысли вложить какую-нибудь ерунду, чтобы отвлечь от молитвы. Какую-то новизну в голову вкладывает, совершенно пустую, которая никогда не осуществится, и более того если осуществится, будет совершенно не нужна и неуместна. Единственный способ сосредоточиться во время молитвы - это отсекать все свои помыслы. И уж тем более во время молитвы. Тогда будет что-то получаться. Если не бороться с помыслами, уверяю вас: ничего не получится, и будет у нас рассеянная молитва.

15. Как лучше читать молитвенное правило - вслух или про себя? При чтении вслух получается лучше сосредоточится, но ведь это считается самым начальным уровнем молитвы?

Святые отцы считают, что лучше читать вслух. Потому что когда мы читаем вслух, трудится все: глаза - они следят за текстом, уста - они произносят слова, уши - они слушают. Если мы читаем про себя, то трудятся только глаза, а уста и уши не трудятся. Почему важно, чтобы все трудилось? Потому что так мы больше сосредотачиваемся. Нас не отвлекают другие звуки и так далее. Поэтому лучше читать вслух, хоть и не обязательно кричать. Конечно, бывают ситуации, когда мы не одни, и наверно, вслух молиться не очень уместно. Но лучше вслух. Я даже слышал на Афоне, что большинство старцев читают Иисусову молитву вслух (приглушенно, вполголоса), опять же, по возможности. Отец Иосиф Исихаст в такие моменты, когда не мог собраться, даже кричал молитву вслух с тем, чтобы как-то себя сосредоточить.

16. Что такое умная молитва?

Мы все с вами знаем и, надеюсь, совершаем утренние и вечерние молитвы. Читаем каноны, акафисты, когда скорбим, обращаемся к святым. Это молитвословие, как его называют. Это необходимая часть молитвы каждого христианина, чтобы он встал в правильное положение перед Богом, чтобы он упражнялся в тех мыслях, которые святые отцы испытывали, когда молились. Чтобы он научался молитве. А умная молитва – это когда специально святыми отцами или подвижниками, уделялось определенное время, - чем больше, тем лучше, - чтобы заниматься умным деланием или умной молитвой. Обычно это Иисусова молитва по четкам – определенное количество раз или определенное количество времени, но совершаемая именно не во время простых действий. Например, я иду, гуляю, занимаюсь физическим трудом, ум свободен и я могу молиться – это не умная молитва. Когда мы молимся Иисусовой молитвой во время такой работы или во время прогулок - это скорее для того, чтобы освободить свой ум от нежелательных помыслов, чтобы помыслы не скакали с предмета на предмет, чтобы не было греховных помыслов. А умная молитва, или умное делание, – это когда мы специально уделяем этому время, садимся или стоим перед иконами и молимся. Это особое дело, не буду сейчас подробно на этом останавливаться.

17. Если просыпаешься во сне от мысли, что молишься во сне Пресвятой Богородице, – это действие лукавого? Это не реальность, это сон? Опасаться этого? Как правильно поступать?

Да нет, не надо этого опасаться. Правильно поступать – просто не искать этого, не думать на эту тему. Искусственно не подталкивать к этой ситуации. Но многие святые отцы, старцы и подвижники говорят о том, что спят, а ум – молится. Я делаю дело, а во мне внутри живет Иисусова молитва. Постоянно живущая молитва к Богородице – это достаточно редкое явление, потому что молитвы Богородице все пространные, и тяжело удержать ум в течение всей молитвы к Пресвятой Богородице. Просто в Иисусовой молитве всего 5 слов, ее удержать в себе проще, проще содержать ум в концентрации. Молиться Богородице в этом плане сложнее. Но если с вами действительно во сне такое происходит, то - слава Богу, по крайней мере, сны не будут глупые сниться. По крайней мере, будете просыпаться в большей духовной бодрости и трезвенности.

18. Что означает фраза «Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него»? На кого «укрепихся» в этом контексте?

Имеется в виду то, что я укрепляюсь ему противостоять. Я ведь могу быть готов и не готов. А тут значит, что я укрепился и в полной готовности встречаю своего врага, которого в собранности смогу победить из-за того что я укрепился, я в форме, в концентрации. А для этого надо, чтобы Христос просветил очи мои. Прежде всего, духовные очи, а не телесные. Ведь врага мы, к счастью, не видим. Не видим лукавых духов. Потому что святые отцы говорят, что они безобразны и навели бы на нас страх. И это одна из милостей Божиих после грехопадения, что он дал нам так называемые кожные ризы, и мы не видим мир духовный. А до этого видели и Бога, и ангелов…

19. В 4-й молитве Последования ко Святому Причастию есть грехи, которые никогда не совершал. Нужно ли читать их? Если нет, то как тогда читать эту молитву?

Да, есть такая 4-я молитва, она даже во многие молитвословы не входит. В свое время, когда я только крестился, я помню, что у о. Владимира спрашивал, как быть – есть молитвословы с 4-й молитвой, есть без нее… Там такие грехи перечисляются, которые многие и не знают, да и зачем их знать… Можно не читать.

20. Вызывает легкое недоумение адресность во время молитвы. Вот Христос, Сын Божий, но Он же и есть Бог и тут же Троица. При этом Святому Духу молитва отдельная. “Отче наш” молимся Отцу, а потом Троице, которая едина. Понятно, что солнце едино, но разделяется на свет, тепло и само тело солнца. Но может быть как-то еще поясните? Как-то даже кажется в мусульманстве проще и понятней – Бог един.

Знаете, как-то давайте начнем с конца так сказать. “В мусульманстве Бог един”. Всё дело в том, что когда мы говорим «Бог един» мы даже не понимаем, что мы говорим сейчас. И это они используют как оружие для «борьбы с нами» в кавычках. Знаете, когда мы говорим: «Бог един» мы смешиваем церковно-славянский язык с современным языком, «Бог един» означает только одно – Бог единственный. Не един, что он состоит из Будды, из Магомета, из Христа, из Аллаха, из Заратустры, или из чего-то еще. Нет. Когда мы говорим, что Бог един это значит, что Бог есть единственный. Это заповедь: “Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня”. Всё что другое - это суть бесы, суть идолы, так сказать, на земле, на небе и в воде. Бог один единственный. То есть Бог един - это всё равно, что мы говорим Бог один. То есть один единственный Бог. Мусульмане не используют «Бог един» в смысле, что Бог един, в смысле как будто Троица едина. Когда мы говорим, что Троица едина, то в данном случае мы не говорим уже, что Троица един. Бог един. То есть Бог единственный. “Троица едина” - значит она нераздельна. То есть тут уже “Троица”, тут другое слово. Ведь говорят не “един”, а “едина”. Поэтому наш Бог - это Бог Троица. Мы не можем в полной мере проникнуть в эту тайну, даже святые не могли в это проникнуть и имели многие откровения от Бога, что надо просто принять и верить, что Бог есть Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. Что Их трое, но это один Бог. Один в природе, один по существу, но троичен в своих ипостасях. Давайте приведу аналогию с солнцем. В данном случае я нуждаюсь в солнце как в свете, я тепло одет, но мне нужно, чтобы мне солнце просто посветило. И вот я прошу солнце: “Посвети мне!” То есть я как будто бы забываю, что солнце обладает каким-то тяготением и земля благодаря этому вращается вокруг солнца, не улетает в холодный космос и не остывает. От солнца приходит тепло, летом так хорошо на солнышке полежать, сейчас дни уже начинаются теплые, уже солнце пригревает. Но сейчас я нуждаюсь в свете. Я прошу солнце: “Дай мне свет!”. А в другой ситуации мне нужно согреться, мне не важно светло, не светло, я готов на пляже лежать с закрытыми глазами и греться на солнце. “Солнце, дай мне тепло!”. И в данных случаях мы обращаемся просто к разным ипостасям. В “Царю Небесный, Утешителю…” -  к Богу Духу Святому обращаемся за одним. К Богу Отцу обращаемся за другим. Но всё, конечно, это - Бог. Можно к Троице обращаться. Вся Троица даст и свет и тепло, и знания. Всё даст Бог.  Просто так вот. Я тут не вижу каких-то сложностей. Условно говоря, опять же отвлеченно, президент может все решить, да. Но можно обратиться по какому-то вопросу не к президенту, а к начальнику поменьше уровня. Но тут нет такого, конечно, такой иерархии нет. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый - они равнозначны, хотя у них тоже есть иерархия. Бог Отец отцом называется, потому что он родил Сына и от него исходит Дух Святый. Может, в мусульманстве и понятней, но только в мусульманстве нет понятия об истинном Боге.

 (Чаепитие от 01.05.2020)


Наверх к оглавлению