В разное время на брак смотрели различно. Одни полагали цель брака главным образом в рождении детей. Если бы дети были первою и главною целью брака, то во всякой семье бесплодие было бы одним из постоянных непреложных оснований для развода, так как в данном случае не достигалась бы цель брака. Другие полагали, что цель брака во взаимной помощи (бытовой, хозяйственной) супругов. Но и это не главная цель брака. Если только эту цель должны преследовать брачующиеся, то ее можно было бы скорее достигнуть совершенно другим путем, - путем дружбы, союза, товарищества. Если бы главною целью брака должна быть исключительно взаимопомощь, то брак подлежал бы расторжению, если бы он этой цели не достигал. Некоторые утверждают, что брак должен преследовать отрицательную цель - противодействие распутству. И апостол говорит: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор.7:2), «Но, если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:9). Правда, брак предостерегает человека от зазорной порочной жизни, но и это не главная цель брака.
В чем же тогда первая и самая главная цель брака? Брак имеет свою цель в самом себе. Первая и последняя цель – полная и беспредельная преданность супругов друг другу, полное общение их во всем: и в труде, и в перенесении скорбей и радостей, и потому что «не хорошо быть человеку одному», - говорит Бог» (Быт.2:18). Такая цель, не завися от определения воли самого человека, прямо вытекает из закона, вложенного в самую природу его; раздвоение человеческой природы на два пола прямо указывает для каждого пола цель в другом, и этой целью должно быть взаимное восполнение их, то есть приведение к единству раздвоенной на два пола человеческой природы. Брак, служа этой цели, должен образовывать из двух индивидуальностей различного пола как бы одну целостную личность, где муж и жена как бы «превращаются» в одного человека, составляют одно лицо, один организм или по библейскому выражению, «одну плоть» (Мф.19:5), то есть нераздельное целое. Только при таких условиях брак является нравственно-нормальным и соответствует нравственному достоинству и свободе человеческой личности.
Так же нельзя не выделить главную нравственную задачу брака - воспитание детей. Понятно, что для выполнения такого высшего духовно-нравственного предназначения христианская семья нуждается в особой благодатной помощи со стороны Бога, которая с преизбытком подается нам в Церкви в ее Святых Таинствах. В Таинстве Крещения, члены семьи получают «сыновство по отношению к Богу». В Таинстве Венчания Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Таинство Евхаристии приобщает христианскую семью к общему телу Церкви Христовой, делая эту семью малой церковью, а супругов и их детей членами этой церкви.
Учение о христианском браке как о таинстве Церкви с неисчерпаемою глубиною богодухновенно дано ап. Павлом в посланиях к Ефесянам (Ефес.5:25) и Колоссянам (Колос.3:18). Апостол обязывает жену повиноваться мужу образом повиновения Церкви Христу для того, чтобы это повиновение было не телесного, но духовного характера, такой союз должен быть святой, и никогда не должен работать плотским страстям. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь». Апостол дал женам заповедь и пример повиновения, дает теперь мужьям заповедь и пример любви, — в любви Христа Спасителя к Церкви. В брачном союзе главная обязанность жены — повиноваться мужу, главная обязанность мужа — любить жену. Но как в муже не исключается обязанность слушаться разумных советов и желаний жены, так в жене — обязанность любить мужа. Жена должна больше всего повиноваться мужу, потому что покушение жены взять преобладание расстраивает мир семейный. Муж должен больше всего любить жену, потому что эгоизм с его стороны делает невозможным благоденствие и сладость семейной жизни. Любовь мужа к жене должна быть в той же мере любви Христа Господа к Церкви. Но Господь предал Себя за Церковь, следовательно, и мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них и самой жизнью. Где есть любовь, там это делается само собою.
Но полноценной любви в браке человек добивается всю свою жизнь. Это дар Божий, который дается по благодати. Чтобы достичь такой любви, нужно стяжать благодать и хранить ее. И когда человек живет в браке целомудренной, чистой жизнью, то это путь стяжания благодати и путь возрастания любви. Конечно же, такие браки, когда один человек противен другому, – ненормальные. Но и горячая страсть – это тоже ненормальность; страсть проходит, а то, что останется, когда страсть пройдет, – это и есть основание для семейной жизни. Поэтому должны быть симпатия друг к другу, наличие общих интересов, желателен близкий уровень образования, социального положения. Должна быть небольшая разница в возрасте. А до любви нужно дожить, заслужить ее нужно! И тогда через 10-15 лет муж смотрит на жену, а жена – на мужа, и он думает: «Какое счастье, что я женился на ней», а она: «Какое счастье, что я вышла замуж за него». Понимание того, что это – избранник единственный, другого человека рядом представить себе невозможно, и есть любовь. Но она приходит, когда корабль семейной жизни преодолел многие бури и сохранился, вопреки всему.
Так что же такое истинная, настоящая любовь? Каковы ее проявления? Обратимся к Священному Писанию. Суть истинной любви раскрыта апостолом Павлом в его знаменитом гимне, в Первом послании 13 гл. к Коринфянам: «...Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше».
Ответы батюшки на вопросы с чаепитий
Список некоторых вопросов, которые задавались священнику на чаепитиях для молодежи и его ответы на них.Подробнее »
Список литературы для новоначальных
Литература, рекомендуемая к изучению для новоначальных: Священное Писание и толкования на него, творения святых отцов, художественная литература.Подробнее »