Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

О Таинстве Крещения

О Таинстве Крещения

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, оно же и первое из таинств Церкви или, как еще говорят, дверь в Церковь Христову. Церковь — дом Божий, а Крещение — дверь.


В древности к Крещению готовились долго - год или несколько лет. Готовящихся ко Крещению называли оглашенными, так как их оглашали - рассказывали им о Христе, о православной вере, о Церкви. К концу периода оглашения они хорошо знали Священное Писание, заповеди Божии, молитвы и многое другое. Они могли так же участвовать в богослужениях, правда, только до определенного момента. Сейчас в практику в храмах введены огласительные беседы*, проводящиеся перед принятием Таинства Крещения. 


Крещение необходимо человеку для спасения, это таинственное, чудесное, непостижимое для человеческого разума, обновление всего человека и оно является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не последует обновления всей жизни, духовного перерождения и решительного отказа от дел «ветхого человека», то оно не принесет плода. Это его второе духовное рождение, где он получает семя духовно нового человека.

В Крещении Бог прощает человеку все его раскаянные грехи и дает благодатную силу на борьбу с ними. Поэтому Крещение тесно связано с покаянием. Человек, принимая Крещение, дает Богу обещание исправить свою жизнь. В крещальной купели человек умирает и воскресает. Погружение в воду означает смерть для греха, а выход из воды означает воскресение для новой жизни с Богом. 


Так как в Крещении человек получает, вместо прежнего ветхого бытия, новое бытие и жизнь, становится чадом Божиим, членом Тела Христова и Церкви и наследником вечной жизни, то отсюда ясно, что Крещение необходимо для всех, в том числе и для младенцев, чтобы, возрастая телом и духом, возрастали они во Христе. В апостольских писаниях неоднократно упоминается о крещении целых семейств (дом Лидии, дом темничного стража, дом Стефанов, 1 Кор. 1:16) и нигде не упоминается об исключении отсюда младенцев. 


Что же касается веры как главного условия действенности Таинства («кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» – Мк. 16:16), то в случае Крещения младенцев исповедание веры произносят восприемники (крестные родители) **, тем самым дающие обязательство воспитать детей в вере и сделать их Крещение сознательным. Младенец, принимающий Таинство, не может логически осмыслить то, что происходит с ним, однако его душа вполне способна воспринять благодать Святого Духа. Однако младенцам благодать Божья дается как бы в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников, и самого крещаемого по мере его возрастания.

Сразу после Крещения совершается еще одно Таинство - Миропомазания. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. В Деяниях говорится о том, что Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян. 8:16). Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом, возложение рук было заменено Миропомазанием. В помазании святым Миром новокрещеному подается дар Духа Святого. 


В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро приготовляется главой автокефальной Церкви (патриархом, митрополитом). В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в несколько лет и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение Патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви. В современной практике Православной Церкви Таинство Крещения соединено с Таинством Миропомазания.


Также, как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина – «стяжание Святого Духа». Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», – говорит апостол Павел (Гал. 5:22, 25).

Таким образом, крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным Таинствам и прежде всего - к святой Евхаристии. Плодом Крещения должно быть и то, что он перестает жить греховной жизнью, жить только для себя, и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, то он как бы извергает себя из Церкви.

Крещение является Таинством, которое открывает уверовавшему во Христа вход в Церковь. Без принятия Крещения невозможно быть православным христианином.


*в нашем храме так же проводятся огласительные беседы, подробную информацию можно получить за свечным ящиком или у приходского консультанта. 
**необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но, по укоренившейся в России с XV века традиции, восприемников бывает двое: мужчина и женщина.
*** Дух Святой - Бог, Третье Лицо Пресвятой Троицы. Сошествием Своим Он освятил апостолов и даровал им особенную благодать. С тех пор благодать Святого Духа всегда присутствует в Церкви, и каждый, кто через Крещение присоединяется к Церкви, приобщается этой благодати. 


Возврат к списку